Фаворит – “Казмунайгаз”


“Предложение “Казмунайгаза” наиболее интересно для Литвы в финансовом плане, но вряд ли деньги будут единственным критерием, – говорит Нестеров. – Литовское правительство скорее захочет получить в партнеры западную компанию. Они симпатизируют ТНК-ВР, у которой больший международный вес по сравнению с “Казмунайгазом”, и она в отличие от последнего имеет хорошую сбытовую сеть в Европе”. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов также считает, что у ТНК-ВР больше шансов, чем у остальных претендентов.

Весной руководство “Юкоса” объявило о намерении продать акции литовского концерна Mazeikiu nafta, до которых не смогли добраться российские судебные приставы. Было решено до начала следующего года провести тендер. В “Юкосе” рассчитывали выручить от продажи 53,7% акций около $1 млрд. Желающих купить акции Mazeikiu nafta оказалось хоть отбавляй. В минувший четверг закончился прием заявок на торги. По словам источника, близкого к руководству “Юкоса”, заявки на участие в них подали ТНК-ВР, СП “Лукойла” и ConocoPhilips, казахская госкомпания “Казмунайгаз”, международный нефтетрейдер Vitol SA, польский нефтеперерабатывающий концерн PKN Orlen, Baltic Holding и “Базэл”. В “Базэле”, ТНК-ВР и “Казмунайгазе” подтвердили факт подачи заявок, но отказались раскрывать цену. Получить комментарии Vitol не удалось, а источники, близкие к Baltic Holding и PKN Orlen, сообщили, что австрийская и польская компании также подали свои предложения.

Как признались “Ведомостям” два источника, близкие к руководству “Юкоса”, больше всего денег предложил казахский “Казмунайгаз”. Его предложение составило более $1 млрд. Остальные претенденты готовы заплатить за акции Mazeikiu nafta в среднем $600–700 млн. Эту информацию устроители конкурса и казахская компания комментировать отказались.

Кто бы ни стал победителем конкурса, ему придется заплатить больше, предупреждает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Ведь продажа контрольного пакета акций не может состояться в обход другого акционера Mazeikiu nafta – литовского правительства, имеющего преимущественное право выкупа. Недавно, напоминает Нестеров, литовский сейм одобрил закон о приобретении и распоряжении акциями Mazeikiu nafta, разрешающий правительству Литвы взять кредит до 3 млрд литов (около $1 млрд) на выкуп у “Юкоса” 53,7% акций концерна с тем, чтобы затем продать крупному инвестору до 75% акций концерна, оставив у себя не менее 10% акций. Таким образом, рассуждает Нестеров, победитель конкурса, вероятно, даст кредит литовскому правительству на выкуп акций у “Юкоса”. Если контрольный пакет Mazeikiu будет продан за $1 млрд, то 20% из госпакета обойдутся победителю еще в $400 млн.

Похоже, подобного мнения придерживаются и в “Лукойле”. В пятницу вице-президент компании Леонид Федун предположил, что его компания проиграет на этом конкурсе, так как существует “серьезное политическое противодействие” и многие литовские чиновники “не хотят, чтобы российская компания участвовала в приватизации Mazeikiu nafta”.

Но для того, чтобы тендер состоялся, необходимо снять арест с принадлежащих “Юкосу” акций Mazeikiu nafta, напоминает Суверов из Газпромбанка. В середине октября принадлежащие “Юкосу” 53,7% акций концерна, как и его прочие зарубежные активы, арестовал голландский суд по искам банков-кредиторов компании и “Юганскнефтегаза”. Вопрос о снятии ареста с активов суд рассмотрит в конце ноября.