Mercedes уехал от Mitsubishi


Вот уже несколько лет MMC балансирует на грани краха. Кризис начался в 2000 г., когда стало известно о том, что компания на протяжении многих лет скрывала информацию о смертельно опасных конструктивных дефектах своих автомобилей. Сразу после скандала начали стремительно падать продажи автопроизводителя на ключевых для него рынках – США и Японии (только за последний год продажи в этих странах сократились на 16%). В минувшем финансовом году убытки MMC выросли вдвое до $4,41 млрд по сравнению с $1,8 млрд за предыдущий год. Подкосили автокомпанию и высокие затраты на реорганизацию бизнеса. Так, в минувший четверг MMC представила промежуточный отчет за апрель – сентябрь 2005 г. Несмотря на то что автопроизводителю удалось увеличить продажи автомобилей за этот период до 659 000 (за аналогичный период прошлого года по всему миру было продано 13 000 машин), его выручка упала по сравнению с прошлым годом на $670 млн до $8,4 млрд, а чистый убыток за шесть месяцев составил $542 млн.

А незадолго до скандала 37% акций MMC за $2 млрд купила DaimlerChrysler. Тогдашний гендиректор немецко-американского концерна Юрген Шремп лелеял амбициозные планы построить мировую автомобильную империю. Однако после того как разразился скандал с автомобилями MMC, а инвесторы обвинили Шремпа в недальновидности, ему пришлось отказаться от дальнейшего финансирования убыточной компании. В 2004 г. автоконцерн начал постепенно сокращать в ней свою долю, доведя ее к 2005 г. до 12,4%.

В минувшую пятницу DaimlerChrysler объявила о продаже оставшегося пакета акций. В этот же день инвестиционный банк Goldman Sachs, выступивший организатором сделки, начал собирать заявки от потенциальных покупателей на приобретение бумаг MMC. По словам источников, близких к DaimlerChrysler, автоконцерн продал акции нескольким финансовым инвесторам. Автогигант выбрал правильное время для продажи доли в MMC. Стоимость акций японского автопроизводителя значительно выросла за последние полгода. Так, в мае на Токийской фондовой бирже они стоили 130 иен ($ 1,1) за акцию, а в ноябре их цена превысила 300 иен ($2,5), достигнув годового максимума 8 ноября – 363 иены ($3,08). Правда, в пятницу акции компании вновь подешевели и к закрытию торгов стоили 299 иен ($2,5).

Продажа пакета акций MMC – последнее стратегическое решение, принятое на посту гендиректора Юргеном Шремпом. В январе 2006 г. его сменит нынешний руководитель Mercedes Дитер Цетше. По словам представителя DaimlerChrysler, продажа позволит ей увеличить выручку за текущий год на 500 млн евро ($588 млн). “Это было правильное решение со стороны Шремпа. Инвесторы давно ждали от компании, что она избавится от акций MMC”, – говорит представитель инвестиционной компании Frankfurt-Trust Investment Мартин Захсенмайер.

Несмотря на сделку, DaimlerChrysler не собирается полностью разрывать отношения с MMC. Как заявили представители обеих компаний, они собираются продолжать совместную разработку двигателей для легковых автомобилей, а также производство внедорожников и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. (Использованы материалы WSJ и FT.)