На борьбу с “крупным противником”


Депутаты Госдумы подсчитали, что при нынешних расходах на оборону перевооружение Российской армии и поддержание обороноспособности страны невозможно. Исправить ситуацию должна внесенная группой “единороссов” во главе с Геннадием Гудковым поправка к закону “Об обороне”, согласно которой с 2007 г. расходы по разделу бюджета “Национальная оборона” должны составлять не менее 3,5% ВВП (что означает рост расходов по меньшей мере на 200 млрд руб. в 2007 г.). Как говорится в пояснительной записке, при нынешнем финансировании количество самолетов ВВС упадет с 5100 в 2002 г. до 2000 в 2010 г., вертолетов – с 1800 до 600, а средний налет летчиков так и не превысит 30 часов в год, что меньше минимума НАТО в шесть раз. Еще хуже России придется в случае мобилизации. Потребности в бронетехнике будут удовлетворены лишь на 20% (причем устаревшими машинами), а запасов боеприпасов хватит лишь на 2–4 дня полноценных боевых действий против крупного противника. По словам одного из инициаторов поправки, депутата Александра Хинштейна, увеличить расходы в предложенном размере “абсолютно реально экономически”. А поскольку забота об обороне – функция президента, отношение правительства к поправке покажет, “кто больше заботится” о выполнении президентом этой функции, говорит депутат.

Однако у законопроекта мало шансов, утверждает источник в Минобороны. Столь радикальный рост военных расходов вряд ли будет одобрен правительством и не планируется даже в военном ведомстве. “Для начала надо навести порядок в текущих военных программах, ради чего министр и назначен вице-премьером”, – говорит источник. Еще более негативно настроен Минфин. “Все решения по финансированию Вооруженных сил одобрены Советом Безопасности во главе с президентом Владимиром Путиным на период до 2010 г. и строго выполняются. Очевидно, депутаты имеют в виду какого-то врага, о котором не знает совет”, – говорит пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов. Эксперт лаборатории военной экономики ИЭПП Василий Зацепин утверждает, что согласно поданным в НАТО данным, общие военные расходы России по международным стандартам и так равны 3,1% ВВП, а предложения депутатов “совершенно не учитывают необходимости повышения эффективности расходов, что невозможно при нынешней секретности”, и механически подсчитаны исходя из нелепого представления, что России придется воевать “со всеми соседями сразу”. А эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук говорит, что, поскольку прогнозируется замедление роста ВВП и ускорение роста расходов бюджета, депутатам было бы логичнее выступать за рост доли военных расходов в бюджете, которая как раз стабильна. Показатель процента от ВВП для характеристики военных расходов исторически был придуман в США для того, чтобы ограничить, а не увеличить военные расходы в условиях гонки вооружений”, – говорит Сафранчук.