Платина подорожает


Британская компания Johnson Matthey вчера опубликовала свой обзор по рынку платиноидов за 2005 г. Ее аналитики констатируют рекордное увеличение спроса на платину (на 3,7 т до 208,7 т) и палладий (на 12,7 т до 214,3 т). В случае с платиной это связано с тем, что ее потребление увеличивается в автомобильной промышленности из-за роста производства катализаторов для дизельных автомобилей и грузовиков в Европе, Японии и США. Больше этого металла стало нужно и производителям компьютерных жестких дисков и жидкокристаллического дисплейного стекла. А вот спрос со стороны ювелирной промышленности снизится на 4,4 т из-за высокой стоимости металла. Сейчас она составляет $967 за унцию. Но на рынке все равно сохранится дефицит платины. Поэтому, если ювелиры не начнут еще больше сокращать ее потребление, цена на этот металл в ближайшие полгода может достигнуть уровня в $1030 за унцию, считают в Johnson Matthey. “Это максимальное значение за последние четверть века”, – говорит гендиректор московского представительства Johnson Matthey Михаил Пискулов. Историческим максимумом для платины остается отметка $1047,50 за унцию, достигнутая в марте 1980 г. По мнению Пискулова, в пользу такого прогноза говорит и то, что сырьевые товары сейчас привлекают инвесторов, страхующихся от валютных рисков. Не хуже обстоят дела и на рынке платиноидов. Сейчас унция этого металла стоит около $251, а в течение ближайшего полугода она не опустится ниже $190 и может достичь $290 за унцию, пишут в отчете аналитики Johnson Matthey. В этом сегменте как раз ювелирная промышленность является основным локомотивом спроса. “Со стороны ювелиров Китая он увеличится в 2005 г. на 70%, и ювелирная промышленность с объемом потребления 44,5 т станет вторым крупнейшим потребителем палладия”, – говорится в отчете.

Большинство российских аналитиков дают менее оптимистичные прогнозы относительно стоимости металлов платиновой группы. По мнению аналитика группы “ЦентрИнвест” Александра Якубова, средняя цена на платину в 2006 г. будет около $800 за унцию. Алексей Морозов из Brunswick UBS называет цифру $910 за унцию платины и $185 за унцию палладия. А Вячеслав Смольянинов из “Уралсиба” отмечает, что инвесторы привыкли ориентироваться на отчеты Johnson Matthey.

Все три эксперта сходятся во мнении, что если Johnson Matthey окажется прав, то в выигрыше от такой ситуации на рынке окажутся прежде всего южно-африканские компании Anglo Platinum или Impala Platinum, у которых в отличие от “Норильского никеля” львиная доля выручки приходится именно на этот металл. Якубов напоминает, что в прошлом году в выручке “Норникеля” на долю платины пришлось лишь 10%, а на платину и палладий вместе – около 25%, тогда как на никель – 50%. Но если Johnson Matthey окажется прав, то в 2006 г. такие цены на платину могут прибавить к выручке “Норникеля” дополнительные $250 млн, что весьма неплохо, отмечает Морозов. Пока же Якубов прогнозирует падение выручки “Норникеля” в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 15,5% до $6 млрд, а чистой прибыли – на 32,2% до $1,35 млрд. Это произойдет из-за снижения цен на медь и никель, а также выделения золоторудной “дочки” – “Полюс”. Морозов прогнозирует чуть меньшее падение прибыли компании – на 17,5% до $1,6 млрд. В самом “Норникеле” от комментариев воздержались.