Без конкурсов нельзя


Вчера Михаил Фрадков сообщил участникам совещания в Ханты-Мансийске, что к законопроекту о недрах, который “находится в завершающей стадии подготовки”, есть много вопросов. Документ был внесен в Думу летом, а 2 октября его должны были рассмотреть в первом чтении. Законопроект предусматривает отказ от конкурсов при распределении участков недр и полный переход к механизму аукционов. Отличие конкурса от аукциона в том, что предложенная участниками сумма далеко не главный критерий для комиссии. Конверты с суммами могут даже не открываться, если комиссия сочла технические и экологические условия конкретного заявителя оптимальными.

В день первого чтения в Думе глава Минприроды Юрий Трутнев попросил депутатов снять законопроект с обсуждения, чтобы вписать в него критерии отбора стратегических месторождений. Дума перенесла рассмотрения на середину ноября. Однако выяснилось, что причина переноса гораздо глубже. “Мы хотели бы принять закон о недрах, но не можем остаться без рычагов, пусть и не очень цивилизованных”, – заявил вчера Фрадков.

По словам чиновника правительства, власти отсрочили рассмотрение законопроекта под давлением российских нефтяных компаний, которые боятся, что им будет сложно соревноваться на аукционах с иностранцами, ведь у тех гораздо больше финансовых резервов. Эту версию подтвердил чиновник администрации президента, заметивший, что Трутнев на компромиссы не согласился и отказался вписывать в законопроект конкурсы, а это “делает нереальным прохождение законопроекта как минимум до конца года”. По его мнению, интерес, например, “Роснефти” состоит в том, чтобы максимально продлить жизнь действующего закона и получить через конкурсы в разработку месторождения им. Требса и Титова, Центрально-Хорейверского поднятия, а вместе с “Сургутнефтегазом” и арктический шельф. По расчетам одного из федеральных чиновников, на аукционах по крупным месторождениям Тимано-Печоры, Ханты-Мансийского автономного округа, сахалинского и арктического шельфов государство могло бы заработать не менее $7–8 млрд, тогда как конкурсы принесут не больше $3,5–4 млрд.

Впрочем, президент “Роснефти” Сергей Богданчиков в отличие от своих коллег не ратовал вчера за сохранение конкурсов, а официальный представитель компании вчера отказался прокомментировать отношение “Роснефти” к отсутствию в новой версии закона о недрах механизма конкурсов.

Замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров заявил на совещании, что конкурсы не позволяют свести распределение месторождений к борьбе денежных мешков, а дадут возможность состязаться в технологиях добычи: “Мы видим сейчас примеры хищнической добычи, а тут придут компании не на день на два”. Президент “Сургутнефтегаза” Владимир Богданов считает, что для месторождений на суше подходит аукцион, а для шельфа лучше конкурс, где российские компании могли бы выступать в тандеме с иностранными. А по мнению гендиректора РИТЭК Валерия Грайфера, конкурс даст шанс на победу малым и средним компаниям, которые лидируют во внедрении прогрессивных технологий разведки и добычи. С ним согласен губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, высказавшийся за проведение закрытых аукционов для малых и средних компаний.

Почувствовав настроение аудитории, замминистра природных ресурсов Валентин Степанков сказал, что не принимать закон ни в коем случае нельзя, а крупные месторождения нужно отнести к стратегическим, закрыв доступ к аукционам иностранным компаниям. Фрадков несколько раз спрашивал у нефтяников, устраивает ли их Минприроды в качестве координатора в сфере недропользования. А в конце совещания объявил, что в ближайшее время передаст полномочия по координации нефтяной отрасли Минпромэнерго, “усилив для этого полномочия Виктора Христенко”.