ГЛОБАЛИСТ: Нелегитимность в головах


Опять Михаил Ходорковский вернулся к тезису о “нелегитимности приватизации”, подзабытому было обществом, как только в России начался бурный экономический рост, но реанимированному года два назад путинскими политтехнологами в качестве обоснования передела собственности. Этот тезис многие в России повторяют так убежденно, что люди начинают всерьез воспринимать его как некую очевидную истину, не нуждающуюся в доказательствах.

Приватизация 90-х в России была весьма спорным проектом с точки зрения целей и методов ее осуществления. Вряд ли она была выгодна государству. Однако тезис о ее нелегитимности – ложный, а его тиражирование не способствует ничему, кроме дестабилизации обстановки в стране и продолжения неправового передела собственности.

С момента распродажи основных активов в ходе приватизации прошло уже примерно 10 лет. Это вообще-то законодательный срок давности по приватизационным сделкам. И за это время не выиграно ни одного значимого судебного процесса, который бы объявлял проведенную приватизацию нелегитимной, т. е. не соответствующей законодательству. А в правовом государстве решение о легитимности либо нелегитимности чего бы то ни было может принимать только суд. Так что по окончании прошедшего периода можно с уверенностью сказать: приватизация 90-х в России, при всех своих издержках для общества, легитимна.

Важное уточнение: когда говорят о нелегитимности российской приватизации, то как бы невзначай добавляют, что нелегитимна она не с юридической точки зрения, а “в массовом сознании”.

Результаты опросов, свидетельствующие о недовольстве людей результатами приватизации, скорее говорят о рисках возможной национализации (которые есть во многих странах, последний пример – Боливия). Эти результаты вовсе не означают нелегитимности приватизации. Зависть к чужому богатству – вещь неудивительная. Один из героев О’Генри каждый доллар в руке у другого воспринимал как личное оскорбление.

Россияне пока не продемонстрировали готовности организованно протестовать против результатов приватизации – в массовом порядке подавать судебные иски, выходить на улицы.

Другое дело, что распространение мифа о “нелегитимности” выгодно тем силам во власти, которые и затеяли пересмотр прав собственности на крупные активы в последние годы. Это не имеет ничего общего с национализацией – активы не становятся публичной собственностью, а растворяются в “дочках”, “внучках” и офшорах, неподотчетных обществу и надзорным органам и обогащающих нескольких весьма конкретных людей, фамилии которых всем известны. Те, кто называет этот процесс “национализацией”, плохо разбираются в юридических терминах (везде, где проводилась национализация, парламенты принимали соответствующие законы, а собственность становилась публичной) либо, выражаясь в духе известного фильма, “путают личную шерсть с государственной”.

Поэтому, господа, прекратите повторять тезис о нелегитимности российской приватизации. Пока в суде не доказано обратное, она легитимна. А вот гражданам, поддакивающим проповедникам идеи нелегитимности, следует задуматься, стоит ли им и дальше играть роль тех, кто оправдывает действия нечистоплотных на руку чиновников по перекладыванию собственности из чужого кармана в свой.