Нефтяники выиграли дважды


Российским нефтяникам остается только завидовать заокеанским конкурентам. Правда, ставка налога на прибыль в России составляет 24%. И если раньше многие нефтяники грешили оптимизацией налогов, то после дела “Юкоса” они отказались от этой практики, констатирует аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Впрочем, весомую лепту в фискальное бремя на нефтяников вносят также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и налог на добычу полезных ископаемых, ставки которых привязаны к мировым ценам на сырье. В результате львиную долю сверхдоходов нефтяные компании вынуждены отдавать в бюджет. (Использованы материалы WSJ.)

Несмотря на то что прибыль нефтяников, ведущих работы на территории США, в III квартале 2005 г. значительно возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, эффективная налоговая ставка упала для многих из них. По данным Reuters, она уменьшилась для 21 из 87 компаний с рыночной капитализацией, превышающей $1 млрд. Этот показатель составляет для нефтяников, ведущих разработки в США, в среднем 35% от прибыли. Однако у BP в III квартале эффективная налоговая ставка снизилась до 27% (за аналогичный период 2004 г. она составила 30%). У Shell она уменьшилась до 37% с 41%. Повезло и их более мелким конкурентам: у американской нефтегазовой компании Burlington Resources этот показатель упал до 33% c 37%, у Murphy Oil – с 39,6% до 38%.

Среди факторов, которые обычно вызывают изменения в сторону увеличения или уменьшения суммы уплаченных налогов, эксперты называют налоговые скидки, возбуждение и урегулирование исков по вопросам налогообложения, изменения в курсах валют, решения реинвестировать прибыли и убытки от основной деятельности. В Royal Dutch/Shell и BP отказались раскрыть, по какой причине для них снизились эффективные налоговые ставки в III квартале. Представитель Burlington Resources Джеймс Бартлетт говорит, что для его компании налоговая нагрузка снизилась прежде всего благодаря меньшим, чем ожидалось ранее, налогам на операции в Канаде. По словам представителя Murphy Oil Минди Уэст, ее нефтяная компания заплатила за III квартал текущего года налогов на сумму $131 млн (за аналогичный период 2004 г. она заплатила на $50 млн меньше). А снижение налогового бремени произошло благодаря изменениям в затратах на поисково-разведочные работы, говорит Уэст.

Снижение эффективных налоговых ставок может стать еще одной красной тряпкой для Белого дома. Американским властям не нравится, что на фоне растущих цен на нефть и нефтепродукты прибыли нефтяных компаний в III квартале достигли заоблачных высот. Так, на прошлой неделе президент BP America Росс Пиллари и президент американского отделения Shell Oil Джон Хофмейстер, а также гендиректора Exxon Mobil, Chevron и ConocoPhillips предстали перед американскими сенаторами, которые требовали от них отчета, на что они тратят свои сверхприбыли.