Все четыре колеса


Одним из лидеров роста в сегменте дорогих внедорожников стал Volvo XC 90. Автомобиль, который продается в России с 2003 г., неожиданно увеличил продажи на 220%. “Просто на 2004 г. нам выделили очень маленькую квоту – всего 300 машин, которую быстро раскупили. В этом году производитель исправил ошибку. К тому же цена на автомобиль снизилась на несколько тысяч долларов – до $56 900 в базовой комплектации”, – поясняет руководитель маркетингового отдела Volvo Car Russia Виктория Павлова.

Лидеры и преследователи

Лидером продаж среди внедорожников всех классов по итогам девяти месяцев стал Nissan X-Trail – 5329 машин (264%-ный рост по сравнению с 2004 г.). “Это удачная машина по сочетанию цена/качество (от $29 990), – говорит менеджер по связям с общественностью “Ниссан Мотор Рус” Татьяна Натарова. – С апреля мы начали продавать новую комплектацию автомобиля с двигателем 2,5 л. Вдобавок к этому нам удалось решить вопрос с централизованным складом запчастей, который заработал в конце июля”.

Этот год стал для Nissan самым внедорожным. В конце 2004 г. на рынок был выведен обновленный Nissan Patrol, весной 2005 г. – представлена дизельная версия Nissan Pathfinder. На конец ноября запланировано начало продаж кроссовера Nissan Murano. Конкурент BMW X3, эта машина уже хорошо знакома российским автолюбителям по неофициальным поставкам из США и Канады. Правда, до сих пор она стоила около $65 000, официальная же цена будет ниже почти на $10 000 и составит $56 820. При этом на автомобиль будет распространяться стандартная гарантия производителя – три года. В Россию будет поставляться европеизированный вариант Murano, в который было внесено 300 изменений по сравнению с американским аналогом. В частности, изменены оптика, настройки подвески, жесткость кузова. Murano комплектуется бензиновым двигателем V6 объемом 3,5 л (234 л. с.), работающим в связке с бесступенчатым вариатором X-Tronic CVT. В обычных условиях это переднеприводной автомобиль, при подключении полного привода до 50% крутящего момента можно передать на задние колеса.

В ноябре начались официальные продажи еще одного “побелевшего” внедорожника. Subaru Tribeca, которую несколько месяцев до этого продавали по комиссионным схемам, теперь будут продавать через официальных дилеров, рассказывает директор по маркетингу Subaru в России Петр Созин. Tribeca поставляется в Россию с шестицилиндровым оппозитным двигателем объемом 3,0 л и мощностью 250 л. с. Стоит внедорожник от $63 000 до $69 000.

Еще одна новая модель на нашем рынке, продажи которой уже начались, – Suzuki Grand Vitara. Предыдущее поколение выпускалось с 1997 г. и традиционно занимало сильные позиции в России. Несмотря на смену поколений, за девять месяцев 2005 г. было продано 3225 автомобилей, что на 40% больше, чем в 2004 г.

Главное изменение – постоянный полный привод. Хотя есть возможность управлять режимами распределения тяги между осями с помощью селектора на передней панели. Grand Vitara будет поставляться в Россию в трех- и пятидверном варианте. Двигателей по-прежнему два, и оба бензиновые – объемом 2 л, мощностью – 131 л. с. (четыре цилиндра) и шестицилиндровый (2,7 л, 167 л. с.). Пятидверный вариант на $3000 дороже – от $29 000.

Что год грядущий нам готовит

X-Trail подвинул с постамента лидера прошлого года – Toyota RAV4. В этом году продажи RAV4 увеличились всего на 12,9% – за девять месяцев было продано 4977 автомобилей. “Завод уже начал готовиться к переоснащению для выпуска новой модели RAV4, – говорит специалист по связям с общественностью “Тойота Мотор” Ирина Иванова. – Объем производства постепенно сокращается, соответственно, и объемы продаж уменьшились”.

Новый RAV4, который публика в первый раз увидела в сентябре на автосалоне во Франкфурте, стал больше своего предшественника: в длину – на 14,5 см и в ширину – на 8 см. На новый RAV4 будут устанавливаться два дизельных двигателя мощностью 136 л. с. и 177 л. с. или бензиновая версия объемом 2,0 л, мощностью 152 л. с. Все они будут работать в паре с семиступенчатой ручной коробкой передач.

Новый автомобиль – полноприводной, с блокируемыми дифференциалами. Есть возможность отключать задний мост для экономии топлива. Российское представительство пока не раскрывает информацию о том, когда начнутся продажи в России.

Появился преемник и у еще одной популярной в России модели – Mitsubishi Outlander второго поколения в октябре этого года был показан на Токийском автосалоне и уже поступил в продажу в Японии. По словам Валерия Тараканова, директора по стратегическому маркетингу группы компаний “Рольф” (импортер автомобилей Mitsubishi), внедорожник построен на новой платформе и оснащается двигателем 2,4 л / 174 л. с., что на 10 л. с. больше, чем развивал прежний мотор такого же объема. Outlander II оборудован полноприводной трансмиссией нового поколения. Вместо гидромеханического автомата – вариатор.

Но в России Outlander II появится только в 2007 г., пока успешно продается старая версия: 2977 за девять месяцев 2005 г., а в следующем году Mitsubishi планирует продать в России 4500 Outlander I.

В скором времени на принадлежащем “Северстали” Заводе малолитражных автомобилей в Набережных Челнах начнется сборка корейских джипов Ssang Young Rexton. Корейский вариант уже продается в российских автосалонах с сентября. Представители “Северсталь-авто” уверяют, что цена внедорожника российской сборки будет ниже, чем корейского аналога. Сейчас же она начинается от $32 000. “Мы предлагаем полноценный внедорожник повышенной проходимости с блокировкой дифференциалов по цене кроссовера”, – говорит представитель “Северсталь-авто”.

Пока Rexton поставляется с тремя бензиновыми (2,3 л, 2,8 л и 3,2 л) и одним дизельным двигателем (2,7 л) с автоматической или механической коробкой передач.

В следующем году предполагается выпустить не менее 4000 автомобилей, все они будут реализованы на территории России.

Медленный разгон

Сегмент больших внедорожников рос не так быстро. И новинок в нем не так много, как у кроссоверов. В середине лета начались продажи Range Rover Sport, которых продано уже 235. В лидерах по-прежнему Land Cruiser 100 (3448 автомобилей) и Land Cruiser Prado (3354). Продажи последнего увеличились на 48,9%. “На него спрос всегда был большой, но мы не могли его полностью удовлетворить из-за ограниченных возможностей производственных линий. Сейчас объем производства увеличился, поэтому мы можем реализовать больше автомобилей этой модели”, – объясняет Ирина Иванова.

Зато в премиум-сегменте произошло сразу несколько событий, которые могут значительно повлиять на расстановку сил. В августе стартовали продажи нового поколения M-класса от Mercedes-Benz. На выбор предлагается три варианта двигателя: 3,2 CDI, бензиновые “шестерка” мощностью 272 л. с. и “восьмерка” мощностью 306 л. с. Последний вариант разгоняет внедорожник до 100 км/ч всего за 6,9 с. Стоит новый M-класс с пятилитровым двигателем дороже своего предшественника на 3000 евро (82 900 евро), но значительно дешевле конкурента, ветерана премиум-сегмента BMW X5 (продается с 1999 г.), который в самой дорогой версии с двигателем 4,8 is обходится в 109 900 евро.

“X5 достиг окончания жизненного цикла – ему уже семь лет. В BMW готовят абсолютно новую модель, но смена придет не раньше чем через год-два”, – рассказала пресс-секретарь BMW Russland Trading Ксения Климушина.

Серьезным конкурентом для нового M-klasse станет первый внедорожник компании Audi – модель Q7, продажи которой начнутся в марте следующего года. Автомобиль оборудован постоянным полным приводом quattro, отработанным на легковушках. В нормальных дорожных условиях крутящий момент распределяется между передней и задней осями в пропорции 40:60. Q7 – один из самых больших автомобилей в сегменте: длина – 5 м, база – 3 м, ширина – 1,98 м, высота – 1,74 м. Клиентам будут предлагаться на выбор два силовых агрегата. V-образная бензиновая “восьмерка” с рабочим объемом 4,2 л мощностью 350 л. с. и крутящим моментом 440 Нм. Альтернативный вариант – шестицилиндровый дизель 3.0 TDI. Несмотря на меньшую мощность (233 л. с.), у дизеля более высокий крутящий момент – 500 Нм.

По словам гендиректора “Ауди Россия” Оскара Ахмедова, в следующем году планируется продать более 1000 автомобилей по цене около $100 000.

Но даже при реализации этих планов новичку не удастся приблизиться по объемам продаж к Volkswagen Touareg (начал продаваться два года назад), которых в 2005 г. было продано 2436. По словам Андрея Гордасевича, менеджера по связям со СМИ “Фольксваген груп Рус”, Touareg не вступит в прямую конкуренцию с Audi. “Q7 – другой сегмент. Наш автомобиль компактнее и больше подходит для езды по бездорожью: угол въезда – 45” и глубина брода – до 580 мм”, – говорит Гордасевич. Успех Touareg он объясняет появлением двух новых комплектаций. В этом году покупателям стал доступен самый бюджетный вариант Touareg с дизельным двигателем 2,5 Tdi (174 л. с.) стоимостью $47 000. Также появился и флагманский вариант с двигателем W12 рабочим объемом 6 л (451 л. с.). Cтоит он от $156 000. “Чем шире выбор комплектаций, тем больше покупателей из разных целевых групп мы привлечем”, – считает Гордасевич.

“Интерес к компактным внедорожникам можно объяснить тем, что россияне все чаще выбирают их как более безопасную альтернативу дорогим легковушкам”, – считает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов.

А Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital, предвидит скачок спроса при появлении новых моделей в следующем году. “Перед сменой модельного ряда обычно наблюдается замедление спроса. Поэтому нынешний рост далеко не предел”, – говорит Агибалов.