Налоговики станут азартнее


Проблемы с лицензированием игорного бизнеса начались с февраля 2002 г., когда правительство передало эти функции от региональных администраций к Госкомспорту. В этой связи процедура получения лицензии для бизнеса усложнилась – спортивное ведомство имело территориальные подразделения не во всех регионах. С января 2005 г. индустрия азарта и вовсе осталась без присмотра в результате преобразования ведомства в Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт).

Вчера правительство приняло постановление, по которому лицензирование игорных домов передается в ведение Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам руководителя департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, это решение вызвано желанием “упорядочить этот бизнес и снять социальное недовольство от деятельности ряда его представителей”. К тому же единственный закон, где дано хоть какое-то определение игорного бизнеса, – это Налоговый кодекс, добавляет чиновник. И наконец, спортивное ведомство проявило полную игорную некомпетентность. “Оно за два года выдало более 6000 лицензий, в результате чего бизнес превратился в хаотическое нагромождение сомнительных элементов”, – добавляет Саватюгин. В ФНС свои новые функции комментировать отказались, но представитель службы Елена Толгская заметила, что “во всяком случае, это позволит обеспечить должный контроль”.

Участники рынка отнеслись к новости неоднозначно. “Наконец-то заполнится тот вакуум, который существует с конца 2004 г.”, – радуется председатель правления группы компаний Rosgame Евгений Матвейчук. Правда, до утверждения регламентирующих документов и запуска новой схемы пройдет еще не меньше одного-двух месяцев, опасается он. А президент компании “Шторм Интернэшнл” Майкл Боттчер беспокоится, будет ли соответствовать степень квалификации ФНС в вопросах игорного бизнеса возложенным на нее полномочиям. Ведь участники рынка обеспокоены не столько тем, кто именно курирует их бизнес, сколько введением четких требований к операторам – по безопасности и гигиене, централизованному лицензированию персонала и соблюдению международных стандартов для игрового оборудования.

Чиновники и депутаты тоже озабочены не только лицензированием. В ноябре Госдума одобрила в первом чтении законопроект о двойном увеличении пороговых ставок налога на игровые автоматы (до 3000 руб. и 15 000 руб. с аппарата в месяц). Теперь депутаты собираются повысить и лицензионной сбор – с 3000 руб. до 1 млн руб. “Если закон будет принят, то лицензию смогут приобрести только крупные компании, которых насчитывается всего 10–15”, – говорит Евгений Матвейчук, добавляя, что “мелкие и средние операторы будут вынуждены либо уйти с рынка, либо войти под крыло крупных и работать в долевом участии”. Но автор соответствующей поправки депутат Игорь Динес утверждает, что требования к участникам рынка растут, поэтому, рассматривая их заявки, лицензирующий орган вынужден будет тратить гораздо больше времени и сил. К тому же “высокий лицензионный сбор эффективнее защитит рынок от недобросовестных компаний, чем высокие налоговые ставки”.