“Роснефть” поможет Китаю


“Юганск” в итоге достался “Роснефти”, но в начале года именно китайские компании и банки помогли ей оплатить покупку: одолжили $6 млрд в счет поставок нефти в Китай. До 2010 г. “Роснефть” обязалась поставить 48,4 млн т нефти.

Китайским компаниям долгое время не везло в попытках получить ресурсы в России. Несколько лет назад китайская CNPC хотела поучаствовать в аукционе по “Славнефти”, но была вынуждена от этого отказаться, напоминает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Потом CNPC начала сделку по покупке оренбургской нефтегазодобывающей компании “Стимул”, но не получила разрешения ФАС. В итоге “Cтимул” достался “Газпрому”. Кроме того, напоминает Лукашов, в конце прошлого года перед аукционом по продаже крупного актива “Юкоса”, “Юганскнефтегаза”, чиновники посоветовали китайским компаниям не участвовать в торгах.

После этого шансы китайцев получить активы в России выросли, говорили эксперты. И они не ошиблись. Как стало известно “Ведомостям”, еще летом “Роснефть” и китайская Sinopec договорились о “совместном проведении геологоразведки, а также разработке месторождений нефти и газа”, лицензии на которые получила “Роснефть” или могут быть получены обеими компаниями. Об этом говорится в сопроводительных документах к визиту премьера Михаила Фрадкова в Китай, который состоялся в начале ноября. Среди “объектов совместного изучения” перечислены месторождения нераспределенного фонда полуострова Магадан, шельфа арктических морей, Восточной Сибири и Якутии. Также в документах назван и Венинский блок “Сахалина-3”, о совместной разработке которого компании уже объявили в июне.

В “Роснефти” отказались комментировать сотрудничество с китайскими компаниями. Получить комментарии у представителей Sinopec не удалось.

Большинство месторождений, которые упоминаются в меморандуме, стратегические и будут выставляться на торги только после принятия закона о недрах, говорит представитель Минприроды. Из крупных нераспределенных месторождений Восточной Сибири он назвал Чаяндинское (на границе Якутии и Иркутской области), запасы нефти которого составляют 50 млн т, газа – 1,2 млрд куб. м. На шельфе Магадана в Охотском море планируется выставлять три проекта (Магадан-1, 2 и 3, суммарные ресурсы которых составляют 1,3 млрд т нефти и 1,2 трлн куб. м газа). На шельфе арктических морей, суммарные ресурсы которых оцениваются в 66,5 млрд т нефтяного эквивалента, по его словам, выставляться будут месторождения Баренцева моря, также на очереди участки шельфа Сахалина.

Привлечение китайских партнеров “Роснефтью” возможно, продолжает представитель МПР, но только при сохранении контроля в проекте за российской компанией. Китайские компании согласятся на это, если условия будут прозрачными. Они по-прежнему заинтересованы в доступе к российским недрам, говорит глава российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.

Для разработки месторождений, особенно шельфовых, требуются огромные инвестиции, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Поэтому обремененной долгами “Роснефти” стоит поискать иностранного партнера. А для китайцев этот альянс – возможность после долгих неудач получить доступ к российским ресурсам. А вот Лукашов из “Атона” сомневается, что китайским компаниям дадут зеленый свет: “Когда “Роснефти” были нужны деньги, им могли пообещать активы, но к стратегическим месторождениям китайцев вряд ли пустят”.