Без российских партнеров


BNP Paribas имеет богатый опыт работы на рынках потребкредитования в странах Европы, отмечают в “Хоум Кредит энд Финанс Банк” (ХКФБ). “Расширение присутствия компании на российском рынке будет серьезным прорывом”, – считают в ХКФБ. Вице-президент Ситибанка Наталия Николаева считает планы BNP амбициозными. Она отмечает, что за шесть лет и другие игроки розничного рынка значительно вырастут.

Французский BNP Paribas давно стремится на российский рынок банковской розницы. Однако до сих пор все попытки французов заканчивались неудачно. Летом 2004 г. владелец банка “Русский стандарт” Рустам Тарико и Cetelem – специализирующаяся на потребкредитовании “дочка” PNB Paribas объявили о сделке по передаче под контроль французов около половины акций “Русского стандарта”. Однако в декабре французы обвинили Тарико в срыве договоренностей и обратились в лондонский суд, а в январе 2005 г. было объявлено об окончательном разводе – стороны не договорились в цене.

В апреле было подписано соглашение о покупке 75% минус одна акция КМБ-банка итальянским Intesa за $90 млн. На этот пакет претендовал и BNP Paribas.

На прошлой неделе банк заявил о намерении развивать розничный бизнес с нуля через московскую “дочку”. Лицензию на право работать с физлицами российский “БНП Париба” получил в апреле, а до этого обслуживал только юридических лиц. В планах банка в ближайшие шесть лет открыть 150 отделений в Москве и крупнейших российских городах. Первые отделения “БНП Париба” начнет открывать в следующем году. Решение самостоятельно развивать розничную сеть в BNP Paribas объяснили принятой стратегией банка: “Сейчас предпочтительней органический рост, а не партнерство”.

Для выполнения поставленной задачи “БНП Париба” придется открывать в среднем по 25 отделений в год. Ситибанк, по словам Николаевой, 25 отделений открыл за три года. “Открывать по 25 отделений в год сложно и затратно, тем более что конкуренция все жестче, трудно найти и помещения и персонал”, – рассуждает Николаева. По ее оценке, открытие одного полноценного отделения может стоить до $1 млн.

“На рынке есть предложения по продаже банков, на основе которых можно было бы развить нормальный розничный бизнес быстрее, чем BNP сможет это сделать с нуля, – отмечает управляющий директор аналитической группы Vision Ольга Еременко. – Нерезидентам создание и развитие своего бизнеса никогда не обходится дешевле, чем покупка уже существующего”.