Блондинка вне закона


Автор этих строк ненавидит бабский жанр романтической комедии. (Требую не обвинять меня в неполиткорректности: я ведь не сказал “женский”.) В фильм “Между небом и землей” я, по идее, первым должен был бросить кирпич. Но не брошу.

Фильм обречен на сопоставления с некогда модным “Призраком”: просто потому, что в основе сюжета романтические отношения, связывающие человека из плоти и крови с духом, застрявшим в юдоли земной на пути в твердь небесную. В “Призраке” дух имел мужское обличье, в “Между небом и землей”, наоборот, имеет женское: конкретно – наружность Риз Уизерспун, вышедшей в голливудские дамки после двух “Блондинок в законе”. Человека же играет мужчина, еще один в титрах этого фильма Марк, но на сей раз Руффало.

На этом сходства с “Призраком” заканчиваются. “Между небом и землей” – столько же романтическая комедия, сколько ироничная фантасмагория. Конечно, фильм можно разругать за стандартные ходы. Сразу догадываешься, что героиня-врач не доедет домой после утомительного дежурства – никто в кино не доезжает, если пообещает по телефону “скоро буду”. Сразу ясно, что у мужчины, который снял ее квартиру (он не в курсе, что именно случилось с прежней хозяйкой), некие личные душевные травмы. Именно они, погрузившие его в апатию и пивной алкоголизм, изначально делают ситуацию не только мистической, но и анекдотичной: когда в первый же вечер, пока он идет за очередной банкой пива, на него с негодованием налетает дамочка в деловом костюме яппи, кричащая, что он вор, и грозящая полицией, он принимает ее то ли за психопатку, то ли за глюк – но никак не за призрак, как принял бы любой здравомыслящий мужчина.

Сразу понятно, наконец, что одной из идей фильма будет расхожая голливудщина: “любовь побеждает смерть”.

Можно подловить сюжет и на несуразностях. Почему она сама долго не догадывается, что она призрак, хотя запросто прошмыгивает сквозь стены? Где она шляется все то время, пока не орет на него, что он вор и проходимец?

Но несуразности разумно разъясняются (если можно применить к такому сюжету понятие “разумно”). А стандартные ходы компенсируются неожиданнейшими поворотами (в паре случаев превращающими фильм еще и в триллер), а также хорошим юмором. Смешно, когда она, все еще отказывающаяся в споре с ним принять свою призрачную природу, вдруг с ужасом обнаруживает, что стоит погруженная по пояс, как в озерную воду, в круглый обеденный стол. Смешно, когда в яростной полемике налетает на него, нечаянно проскакивает сквозь, заодно сквозь окно – и с воплем улетает вниз, но едва он успевает перекреститься от радости, как опять наскакивает на него, продолжая прерванную фразу. Смешно, когда он, уже осознав ее призрачность, пытается избавиться от “нечистой силы” с помощью специалистов: сначала орущего благим матом и кропящего стены католического священника, потом – китаянок, обкуривающих квартиру буддистскими благовониями, потом – словно бы вылезших из одноименного фильма “охотников за привидениями”. Все это время она стоит в комнате в сторонке, отпуская язвительные реплики по поводу аферистов, специализирующихся на экзорцизме. Когда китаянки напускают дыма, скептически говорит: “Сейчас запищит противопожарная сигнализация”. Та и впрямь пищит – китаянки, восприняв сигнал как ответную злобную реакцию потусторонней силы, с воплями разбегаются.

Один из эффектнейших моментов – попытка духа соединиться со своим, обнаруженным в больнице (оказывается, пребывающем в коме) телом. Не обвиняйте меня, что раскрыл секрет – зато, надеюсь, дополнительно заинтриговал.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что фильм вполне радикален, чтобы пойти на совсем уже крайнюю сюжетную меру. Раз уж между духом и человеком возникли романтические... да что там говорить обиняками, истинно любовные отношения, то не испробовать ли ему... как бы это покорректнее выразиться... тот способ, который вкупе с укусом комара вывел из комы Невесту, она же Черная Мамба, в “Убить Билла”? Контакт с телом на глазах сопереживающего двойника-духа?

Если вы скажете, что такой ход не в стиле романтической комедии, то удивлю: в несколько завуалированном варианте создатели фильма этот ход таки использовали. Не пугайтесь: в таком завуалированном, что смело ведите на фильм детей. Тем не менее.

“Между небом и землей” – романтическая комедия того уникального типа, на которую резонно зазывать мужчин. В Америке фильм не собрал ожидаемых денег. И я скажу почему: потому что его раскручивали как фильм только для женщин. А те оказались слегка разочарованными. Еще бы нет! Перечитайте все, что выше: триллер и крутая комедия – это для женщин? Очаровательная крыска-блондинка Риз Уизерспун, если я хоть что-то понимаю в женщинах, тоже должна их безумно раздражать. Особенно если знать о ее многомиллионных гонорарах. А по мне, она вполне ничего. Несмотря на рост 155 – или, как сурово поправляет в фильме ее героиня, 156. Значит так, господа-гусары: по пиву – потом на “Между небом и землей”.