Депутаты уменьшат очереди в Сбербанк


Согласно 262-П любой банк обязан идентифицировать граждан, совершающих через него платежи. Для этого банк должен установить фамилию, имя и отчество клиента, дату и место рождения, гражданство, паспортные данные и адрес. Не надо проводить идентификацию лишь в случаях, когда совершаются оплата жилья и коммунальных услуг, услуг связи и расчеты с бюджетами всех уровней на сумму до 600 000 руб.

Система идентификации клиентов заработала лишь этой осенью. Во Внешторгбанке-24 паспорт начали требовать с октября, в Сбербанке – с конца сентября. Очереди в отделениях Сбербанка, на который приходится основная масса платежей граждан, заметно выросли. Ведь проводимые банком платежи не ограничиваются связью, налогами и коммуналкой. Остальных плательщиков банк обязан идентифицировать и формировать по ним досье на пять лет. “Мы неоднократно предупреждали ЦБ, что новый порядок создает значительные трудности как банку, так и гражданам”, – рассказал представитель Сбербанка. При этом в банке нет единой практики формирования досье. В некоторых отделениях “Сбера” с паспорта снимали копию либо требовали ее, в других гражданам предлагалось выписать свои паспортные данные на специальный квиточек, но в большинстве случаев реквизиты паспорта переписывались на копию платежки. И затем операционистка сверяла их с оригиналом.

Без паспорта стало невозможно даже заплатить штраф в ГАИ, хотя это платеж в бюджет, возмущается председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. Однако замуправляющего допофиса Сбербанка уверяет, что платежи в бюджет принимаются и без паспорта. “При оформлении машины в ГИБДД один незначительный платеж предназначался не бюджету, а какой-то организации. В результате паспорт все равно понадобился”, – делится опытом сотрудник “Ведомостей”. “Даже за детский садик нельзя заплатить [без паспорта]. Это ненормально”, – резюмирует зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.

Возмущенные депутаты призвали ЦБ пересмотреть порядок идентификации клиентов. “Этот вопрос прорабатывается, но пока до конца не понятно, вправе ли ЦБ ограничиться изменениями в своем положении или требуется поправить закон”, – рассказывают в Банке России. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев пообещал [сегодня] поделиться своими соображениями, добавляет Резник. Тем временем депутаты готовят поправки в закон. Речь идет о том, чтобы расширить перечень операций, которые можно совершать без предъявления документа. Он еще вырабатывается, но непременно учтет все платежи за образование, уверяет Медведев. Авторы законопроекта вместе с представителями ЦБ намерены предельную сумму таких платежей ограничить 150 000 руб., а для совершения валютообменных операций – $500, делится Медведев. Впрочем, по его словам, суммы могут и поменяться. Он надеется, что текст поправки будет готов уже на этой неделе. “Вряд ли его удастся принять сразу в трех чтениях. Но до конца года он непременно должен быть утвержден”, – считает Медведев. Главные препятствия, по его словам, кроются в сложности согласования юридических нюансов, а также в том, чтобы не войти в противоречие с требованиями FATF (объединение стран, борющихся с финансированием терроризма).

“Мы не только поддержим поправки, но и добьемся их принятия”, – обещает федеральный чиновник. Они избавят от колоссальных затрат при работе с клиентами, добавляет директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев.