Десятилетка за три года


Пока в России работают только две экспериментальные “цифровые” телекомпании. Петербургский “ТелеМедиум” вещает в привычном стационарном формате: его передачи можно принимать в квартирах и офисах, купив специальный декодер стоимостью около $100, абонентская плата отсутствует. По словам гендиректора “ТелеМедиума” Олега Милова, компания в основном ориентируется на семейную аудиторию и сейчас обслуживает около 3500 абонентов.

Московская компания “Цифровое телерадиовещание” (ЦТВ) сделала ставку на тех, у кого в машине есть телевизор. Стоимость оборудования для приема ЦТВ составляет $4000, ежемесячная абонентская плата – $200. ЦТВ производит три собственных канала. По словам гендиректора ЦТВ Татьяны Сушковой, сейчас у компании несколько сотен абонентов.

Практически полное отсутствие в нашей стране цифрового телевидения объясняется просто. По словам Сушковой, наземные телепередатчики, которые помогают донести сигнал до абонента, работают в аналоговом формате. Кроме того, и сами телевизоры у населения тоже не приспособлены для приема “цифры”.

“Чтобы модернизировать сеть РТРС, в которую входят 85% всех телепередатчиков страны, необходимо будет заменить около 15 000 передатчиков и антенно-фидерных устройств, обновить 8000 телебашен”, – говорит гендиректор РТРС Геннадий Скляр. Он надеется, что модернизацию сети РТРС профинансируют иностранцы. По его словам, РТРС договорилась с консорциумом французских банков о получении кредита на 1,5 млрд евро сроком на 15 лет под правительственные гарантии. “После того как мы представим в правительство программу по переходу на DVB, должно быть принято решение о предоставлении таких гарантий”, – говорит Скляр.

“Вряд ли правительство одобрит этот кредит”, – считает зампредседателя комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский. По его словам, последний раз кредит под госгарантии был выдан еще в 90-х гг. “РАО “Высокоскоростные магистрали” получило кредит на $1,5–2 млрд для строительства железной дороги между Москвой и Петербургом, но проект лопнул, и правительство до сих пор расплачивается по этому долгу”, – говорит Рудашевский. К тому же, напоминает Рудашевский, на прошлой неделе Минэкономразвития внесло в правительство комплекс антиинфляционных мер, где, в частности, содержится предложение временно ограничить внешние займы госкомпаний. В свою очередь, Скляр замечает, что если в госгарантиях РТРС откажут, то компания будет просить выделить необходимые деньги из федерального бюджета.

При этом, по мнению Скляра, перейти на цифровое вещание Россия должна не к 2015 г., как предусмотрено концепцией, а к 2009–2010 гг., когда цифровое телевидение начнет работать во всех странах Европы. В 2006 г. РТРС планирует запустить цифровое наземное вещание в Самаре, Хабаровске, Ингушетии, Ханты-Мансийском АО и в районе города Сочи. “Мы хотим начать не с крупных городов, где нет свободных частот, зато уже работает множество каналов, а с малых городов и поселков, где есть частоты, а жители пока могут принимать только несколько телеканалов”, – отмечает замгендиректора РТРС Святослав Буняев.

Для того чтобы смотреть “цифру”, телезритель должен приобрести специальный декодер, который будет посредником между телевизором и средой распространения. По словам Буняева, декодер, разработанный РТРС совместно с корейской компанией Global Tech, стоит около $30. С учетом количества телевизоров в России таких декодеров понадобится 80 млн шт. При этом Буняев подчеркивает, что необходимо разработать план, как будут распространяться декодеры среди населения: продаваться за деньги, выдаваться бесплатно или даваться в кредит. По мнению министра инфотехнологий и связи Леонида Реймана, для популяризации цифрового вещания на первом этапе такие декодеры должны раздаваться за минимальную плату или вообще бесплатно.

Впрочем, у телезрителей есть альтернатива приобретению декодера – покупка цифрового телевизора. Правда, пока в России таких телевизоров почти нет. “На рынке нет спроса (и, соответственно, предложения) на цифровые приемники, поскольку де-факто нет цифрового вещания”, – объясняет Сушкова. А вещатели, говорит гендиректор ЦТВ, не хотят вкладывать средства в цифровое вещание, пока у него нет аудитории из-за отсутствия у населения цифровых приемников. По мнению Милова, позиция вещателей понятна: “Телевидение держится на рекламе; так как приобрести приставку или новый телевизор смогут не все, то рекламодатели потеряют часть аудитории и, соответственно, доходы”.

Один из основных способов обеспечить быстрое внедрение цифрового эфирного телевидения – создание новых конкурентоспособных телеканалов в “цифре”, считает Сушкова. По ее мнению, покупать цифровые декодеры для приема того же самого пакета программ, который передается в аналоговом виде, население не будет, поэтому нужен новый интересный контент. “Возможность взимания абонентской платы, дешевизна доставки программ телезрителям по сравнению со спутниковыми и кабельными системами – все эти особенности цифрового вещания внушают надежду, что новые телеканалы будут окупаемыми”, – говорит Сушкова.