Газ не прошел


Год назад саммит АТЭС послужил России хорошей площадкой для переговоров по вступлению в ВТО. Тогда двусторонние протоколы, открывающие России путь в ВТО, подписали сразу несколько стран. Нынешний саммит в городе Пусан лишь поддержал усилия России на пути к ВТО, а самый тяжелый переговорщик – США ограничились общими словами. На встрече президента России Владимира Путина с президентом США Джорджем Бушем стороны пришли к выводу, что “некоторые проблемы остаются, но есть представление, как их решать”, пояснил источник в российской делегации. Ключевой темой саммита стали высокие цены на нефть. Участники договорились решать эту проблему, наращивая инвестиции в ТЭК и развивая энергетические технологии.

Переговоры с корейским президентом обернулись неприятным сюрпризом для российской делегации. Выяснилось, что стороны не готовы подписать соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, продвигать которое в Пусан специально прибыл председатель совета директоров “Газпрома” Алексей Миллер. Накануне министр промышленности и энергетики Виктор Христенко рассказывал, что соглашение хоть и носит рамочный характер, но в будущем обещает обеспечить Корею газом за счет разработки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. “Диалога по сетевому газу с Кореей у нас раньше не было, – рассказывал Христенко (до сих пор велись переговоры лишь о поставках сжиженного газа, не требующих прокладки трубопровода – “сетей”. – “Ведомости”). – Но теперь предполагается, что для реализации этого проекта могут быть использованы запасы не только Ковыктинского месторождения, но и “Сахалина-1”.

В российской делегации случившееся объясняли туманно. “Все вопросы задавайте корейцам. Это их что-то не устроило”, – пояснил “Ведомостям” источник в российской делегации. В единственном документе, который Москва подписала с Сеулом, – плане действий в области торгово-экономического сотрудничества – говорится, что страны вместе будут разрабатывать российские нефтегазовые ресурсы и приложат “максимум усилий”, чтобы подписать газовое соглашение.

На пресс-конференции по итогам переговоров Путин убеждал, что газовая тема в отношениях с Кореей не закрыта. “Есть интересные проекты прокладки газопровода прежде всего из Сахалина, – заявил президент, – это возможно как в формате двусторонних отношений, так и в формате Россия – Южная Корея – КНР”.

Не планируется участие Кореи и в строительстве нефтепровода Сковородино – Тайшет – Перевозное с выходом на рынки Японии и Китая. “Мы отдельно не занимались участием корейской стороны в этом проекте, – заявил Путин, отвечая на вопрос “Ведомостей”, – но он очень большой и капиталоемкий. И, конечно, наши корейские партнеры, их финансовые структуры могут принять участие в этой работе”. “Речь идет о кредитах корейских банков, – пояснил “Ведомостям” Христенко, – ведь только первый этап строительства нефтепровода обойдется в $6,5 млрд”. Но с учетом суверенного рейтинга “Транснефти” это вряд ли будут кредиты в счет будущих поставок, добавил министр. “Транснефть” может позволить себе брать кредиты и без обеспечения”, – сказал он.

Вчера Путин прибыл в Японию. Эта часть азиатского турне президента считается самой тяжелой: Москва и Токио так и не сблизили свои позиции по проблеме Курил. В день приезда Путина по всему Токио колесили черные автомобили, разукрашенные надписями “Великая Япония”. Из громкоговорителей доносились требования “вернуть острова”. Акцию организовали несколько радикально настроенных общественных движений. Путин сразу дал понять, что не рассчитывает на скорое решение спора. Он заявил журналистам, что надеется на урегулирование сложных вопросов “в последующие годы”.