“Гринпис” отмывается от “Родины”


Отделение международной некоммерческой организации “Совет Гринпис” попросило прокуратуру Москвы проверить действия партии “Родина” в части незаконного использования товарного знака и наименования “Гринпис”. Речь идет об инициативе “Патриотический Гринпис”, с которой на прошлой неделе под лозунгом “Очистим Москву от мусора” выступило молодежное отделение “Родины”. В “Гринпис” категорически не согласны с использованием фирменного наименования в политической борьбе .“Цели и задачи нашей организации не имеют ничего общего с целями и задачами партии “Родина”, – отмечается в заявлении. Экологи полагают, что незаконное использование имени “Гринпис”, которое с 1993 г. является защищенным в России товарным знаком, дезориентирует общественность и наносит вред движению. “Содействовать охране окружающей среды должны все жители планеты без различия в их политической ориентации, а тем более национальности”, – убеждены экологи.

В прокуратуре Москвы подтвердили получение жалобы. Однако работать с ней начнут только на этой неделе – “заявление “Гринпис” пока не расписано по исполнителям”, сообщили в пресс-службе прокуратуры.

Лидер “Родины” Дмитрий Рогозин расценивает эти претензии как “глупую шутку”: как он утверждает, слово “Гринпис” использовалось в качестве общего символа в призыве к молодежи “заняться очищением города от инородного элемента в виде мусора”. А экологи просто “используют любой способ, чтобы напомнить о своем существовании”. Лидер молодежной “Родины” Сергея Шаргунов говорит, что “не посягает на юридический субъект под названием “Гринпис”, это всего лишь такое веселое словосочетание – ведь Гринпис не приватизирован в плане русского языка”.

Апелляция к авторитетным международным брэндам увеличивает значимость политической инициативы, отмечает гендиректор ”Никколо М” Игорь Минтусов. Электоральный эффект от использования брэнда “Гринпис” скорее всего будет со знаком “плюс”, хотя с этической точки зрения это не совсем корректно. Однако в юридических перспективах возникшего спора уверены далеко не все юристы. “Это достаточно известный знак, и “Гринпис” может без труда запретить “Родине” его использование”, – считает партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. “Нет коммерческого использования знака со стороны партии”, – возражает глава петербургского офиса юридической фирмы “Городисский и партнеры” Виктор Станковский. Но владелец юридической фирмы “Усков и партнеры” Вадим Усков не согласен: “Это типичное паразитирование на известности товарного знака, а борьба за власть может рассматриваться как элемент бизнеса с целью извлечения выгоды”.

Все эксперты сходятся только в одном: Greenpeace выбрала не самый легкий путь защиты своих прав, обратившись в прокуратуру. По мнению Ускова, следовало обратиться в арбитражный суд, так как для возбуждения уголовного дела прокуратуре понадобятся доказательства нанесения “Родиной” крупного материального ущерба.