Экспортерам зерна повезло


В мае министр сельского хозяйства Алексей Гордеев неожиданно снизил прогноз валового сбора зерновых сразу на 8 млн т – до 66–70 млн т. Министр опасался затянувшихся весенних холодов и засухи. Участники рынка настаивали, что соберут 73–80 млн т. Прогнозы оптимистов оправдались. В пятницу свои итоговые данные по валовому сбору опубликовал аналитический центр “СовЭкон”. По его подсчетам, валовый сбор зерновых составил 77,8–78,2 млн т. Практически такой же прогноз делают аналитики ИКАР – 78–79 млн т. А по данным Росстата, к началу ноября по объему урожай был “практически равен прошлогоднему” – 82,9 млн т зерна. “В целом второй год подряд урожай неплохой”, – говорит гендиректор зерновой компании “Разгуляй” (входит в группу “Разгуляй-Укррос”) Алексей Иванов.

С учетом первой декады ноября из России было экспортировано 6,2 млн т зерна, 5,4 млн т из которых – продовольственная пшеница, в основном 4-го класса, говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. В июле – октябре, по данным компании “Югтранзитсервис” (крупнейший экспортер зерна), объем экспорта составил $600,5 млн (6,15 млн т). Россиянам помогла Украина: из-за сложностей с экспортом в начале сезона (в июне тогдашний украинcкий премьер Юлия Тимошенко объявила, что экспортом займутся две госкомпании, а внутренние цены на пшеницу сравняются с мировыми) экспортеры соседней страны “выступили довольно слабо”, отмечает исполнительный директор “СовЭкона” Андрей Сизов. К тому же и внутренние цены на пшеницу в России исторически были невысокими, добавляет он. В результате российское зерно успешно продается на традиционные предсредиземноморские рынки и даже завоевывает новые – в этом году, например, экспортеры поставят продовольственную пшеницу в Индонезию, Бангладеш и на Филиппины, говорит Рылько.

Но главное изменение этого года – усиление экспортной активности международных компаний. “Если до этого года большинство реальных экcпортеров забирали зерно у российских компаний на FOB (на судне в порту. – “Ведомости”), то теперь они сами занимаются и предэкспортными операциями”, – отмечает Рылько. Действительно, с начала года американская Bunge успела купить комбинат хлебопродуктов в Ростове-на-Дону и объявить о намерении создать сеть из 12 элеваторов, российская дочка Glencore – Международная зерновая компания (МЗК) – купить два комбината хлебопродуктов и элеватор, а Cargill – два элеватора в Краснодарском крае и портовый элеватор в Ростове-на-Дону. “Роль транснациональных компаний [на российском зерновом рынке] усиливается, это факт”, – констатирует директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов.

Но новый урожай столь благостных настроений зерновикам скорее всего не принесет. Из-за засухи в зерновых регионах посевные площади под озимыми сокращаются, а к весне состояние озимых скорее всего окажется “ниже среднего”, напоминает Сизов. По подсчетам Демьянова, с учетом сокращения посевных площадей урожай озимых будет на 7–8 млн т ниже, чем в этом году. По мнению Сизова, яровые этих потерь не покроют. Но Иванов считает, что говорить о заметном ухудшении урожая озимых рано: на юге прошли дожди и там “пока еще можно сеять”.