Независимых вытесняют с рынка


За первые девять месяцев нынешнего года продажи “Очаково” упали по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 9,8% до 5,122 млрд руб., а чистая прибыль снизились в 2,6 раза до 126,76 млн руб., говорится в отчете компании. Валовая прибыль уменьшилась по итогам девяти месяцев с 1,154 млрд руб. до 834,58 млн руб.

На предприятии ухудшение показателей списывают на неудачи в начале года. “Мы реалистично оцениваем положение нашей компании на рынке. В начале года “Очаково” действительно столкнулось со значительным падением продаж, которое негативно влияет и на итоги девяти месяцев в целом”, – рассказал “Ведомостям” Владимир Кочетов, директор по продажам “Очаково”. По его словам, уже во II квартале компании удалось добиться небольшого прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в III квартале продажи “Очаково” росли вместе с рынком. “Эта позитивная динамика – результат проводимой нами реформы дистрибуции”, – объясняет директор по продажам компании, но цифр не называет.

В “Очаково” рассчитывают отыграться уже в следующем году. По словам Кочетова, в будущем году компания направит свои усилия на мотивацию персонала и приступит к “новой маркетинговой программе”. “Уверен, что все это поможет нам как минимум сохранить позиции на рынке”, – говорит Кочетов. Однако до последнего времени “Очаково” продолжало терять свою долю. По данным “Бизнес Аналитики”, в 2003 г. компания контролировала 5,5% российского рынка пива в денежном выражении, в 2004 г. ее доля упала до 5%. А уже по итогам июля – августа “Очаково” занимало 4,2%.

Не лучшим образом дела идут и у второго по величине независимого пивовара – компании “Красной Восток”. В 2003 г., по данным “Бизнес Аналитики”, казанские пивовары контролировали 4,9% российского рынка пива в денежном выражении. Спустя год доля “Красного Востока” упала до 4,2%, а в августе нынешнего года на компанию пришлось лишь 2,9% рынка пива. Получить комментарии в компании “Ведомостям” не удалось.

Результаты независимых российских пивоварен выглядят еще скромнее на фоне впечатляющих показателей иностранных компаний, работающих на нашем рынке. На днях бельгийская InBev объявила о росте своих продаж в мире по итогам III квартала в 8,4%, треть которого обеспечил российский рынок. А продажи скандинавской BBH увеличились за III квартал 2005 г. на 10% в натуральном и 21% в денежном выражении. Существенную долю прироста BBH обеспечила ее российская “дочка” – компания “Балтика”, чьи продажи по итогам девяти месяцев выросли на 22,1% до 757,5 млн евро, а чистая прибыль – на 54,8% до 154,2 млн евро.

“Очевидно, что крупные западные производители растут во многом за счет отвоевывания доли более мелких российских компаний”, – отмечает аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов, указывая на то, что в этом году рост пивного рынка не превысит 6%. Но аналитик ОФГ Алексей Кривошапко не склонен драматизировать ситуацию и считает, что “Очаково” еще может побороться за долю на рынке. “У них был довольно пассивный маркетинг, и из-за этого компания отдала долю конкурентам, но марка “Очаково” сохраняет потенциал, и компания в силах исправиться”, – уверен он.