ОРИЕНТИРЫ: Федеральная угроза


На уровне здравого смысла не понять, зачем годами отлаженные схемы приносятся в жертву идее федерального единообразия. Тем более что Петербург в Москве традиционно хвалили за самую передовую в стране систему регистрации и учета объектов недвижимости, за эффективные технологии управления госсобственностью, за умение бережно работать с памятниками. Кстати, и ключевые посты во многих федеральных ведомствах, относящихся к имущественному блоку правительства, занимают, как известно, выходцы из Смольного. Остается гадать, почему эти государственные мужи не сумели отстоять для Петербурга сохранение “особого порядка” или же запоздали с этим. Характерно, что приведение местных правил игры к федеральному “среднему арифметическому” вызвало наибольшие сложности именно в городах с развитыми рынками недвижимости, уже давно преодолевшими проблемы переходного периода. На примере петербургского Городского бюро регистрации (ГБР, ныне – Главное управление Росрегистрации по Санкт-Петербургу и Ленобласти) стало очевидно: достаточно нескольких месяцев, чтобы разладилась система, которая выстраивалась по кирпичику больше 10 лет.

Петербуржцы, явившиеся в январе 2005 г. по известному в городе адресу, чтобы оформить сделки с недвижимостью, обнаружили, что смогут сделать это только за месяц. Хотя еще в декабре, когда регистрационная служба находилась в ведении городских властей, купля-продажа квартиры оформлялась за три дня, а ее приватизация при желании и вовсе за день. Регистрация прав на нежилой фонд и земельные участки занимала от пяти дней, на объекты нового строительства – от 15. Единая федеральная госпошлина по некоторым видам сделок оказалась в несколько раз выше, чем прежние дифференцированные тарифы, установленные городом. Однако уже вскоре стало ясно, что сюрприз “дольше, но дороже” не самый неприятный.

После того как сотрудники экс-ГБР перешли в статус федеральных госслужащих, их зарплата снизилась в 3–4 раза. Специалисты стали уходить. У окошек по приему документов выстроились безнадежные очереди. С апреля в регистрационном управлении была введена талонная система. Однако это только усугубило проблему: места в очереди быстро стали предметом торга, а талоны выдавались на несколько месяцев вперед. К осени благодаря самоотверженности тех, кто не уволился из управления, ситуацию удалось стабилизировать: наняты новые сотрудники, частично восстановлена ускоренная регистрация, открылось несколько дополнительных офисов по приему-выдаче документов. Однако очевидно, что столь разумной и гибкой системы оформления прав, которая функционировала в Петербурге до 1 января 2005 г., уже не будет.

Следующий час “Х” пробил 8 июля, когда петербургский КУГИ утратил полномочия по распоряжению федеральной собственностью на территории города. В этот день истек срок действия соглашения, заключенного в 1998 г. между Смольным и Минимуществом (теперь – ФАУФИ). В Петербурге собственности РФ предостаточно – речь идет почти о 18 000 объектов недвижимости, занесенных в федеральный реестр, федеральных ГУПах и другом имуществе. Сейчас КУГИ не вправе предпринимать в их отношении вообще никаких действий – ни юридически значимых, ни чисто технических (вроде внесения объектов в реестр, ответов на запросы и т. п.). Приостановлены работа Федеральной комиссии по распоряжению объектами недвижимости и заключение новых договоров аренды. В Смольном опасаются, что в ситуации безвластия резко возрастет задолженность у арендаторов федерального имущества (поскольку вести претензионно-исковую работу КУГИ тоже сейчас не вправе). Кроме того, нарушается единый подход к управлению городским и федеральным имуществом, которого Петербург придерживался на протяжении многих лет.

Между тем Владимир Путин разрешил не создавать у себя на родине территориальный орган Росимущества, а в порядке эксперимента сохранить за городом полномочия в этой сфере. Однако своевременно подписать новое соглашение с федеральными властями не удалось. Сейчас его текст находится в стадии согласования и должен быть утвержден правительством РФ. В КУГИ искренне надеются на то, что это произойдет до Нового года.

В отношении петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) ясности пока тоже нет. В тот же день, что и КУГИ, он лишился права распоряжаться федеральными объектами – по аналогичной причине. Памятников такого ранга в Северной Пальмире более 3500. До 8 июля в рамках полномочий, предоставленных КГИОП Министерством культуры, комитет согласовывал документацию и выдавал разрешения на проектные, исследовательские и производственные работы в федеральных зданиях, а также музеях-заповедниках.

После двухмесячной паузы КГИОП стал заниматься “федералкой” по временной схеме: специалисты комитета дают свое заключение по конкретному адресу, а затем их решение закрепляет Северо-западный филиал Федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в области культуры и массовых коммуникаций. Сколько времени продлится эта странная ситуация, не известно. Правда, работа над текстом нового соглашения, по которому КГИОП вернет утраченные полномочия, идет.

В сентябре правительство РФ одобрило законопроект о формировании государственного кадастра недвижимости и о кадастровой оценке объектов. Этот закон будет иметь серьезные последствия для всего рынка недвижимости – как процедурные, так и финансовые. Даже в виде проекта он уже давно будоражит профессиональные круги.

Суть реформы – сформировать единую базу данных по недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения. На территории всей России она должна заработать к 2012 г. В Петербурге, кстати, такой кадастр уже был создан под эгидой Комитета по земельным ресурсам и год за годом непрерывно наполняется данными.

Принципиальное новшество: единая кадастровая система будет федеральной, и формировать ее будут федеральные государственные служащие – с соответствующими окладами. О том, к каким последствиям это приведет, догадаться нетрудно. Пока кадастровый учет объектов недвижимости в Петербурге, а также все подготовительные работы по учету земельных участков финансируются за счет местного бюджета.

Нужно учесть, что сама процедура кадастрового учета в городе бесплатная. Заявитель раскошеливается только на проведение съемки участка, изготовление технической документации на постройки и т. п.

Федеральный законопроект предусматривает введение госпошлины за проведение учета. С граждан предлагается брать по 500 руб., с юридических лиц – по 7500 руб. Похоже, схема, обкатанная в сфере регистрации, повторяется в точности: благодаря федерализации участникам рынка предложат те же услуги – только дороже и худшего качества.