Пиковая драма


К Новому году и Международному женскому дню парфюмерно-косметическая сеть “Арбат Престиж” готовится за полгода. “Прежде всего втрое увеличиваем объем закупок, – рассказывает Владимир Некрасов, генеральный директор компании. – Решаем вопрос с дополнительным персоналом – обычно нам требуется 500–600 кассиров помимо постоянного штата в 3500 человек”. На зарплату временных сотрудников компания дополнительно тратит примерно $250 000 в месяц, отмечает Некрасов.

Но заблаговременная подготовка и дополнительные расходы себя оправдывают. Период, когда услуга или товар пользуются ажиотажным спросом, хоть и непродолжительный, зато прибыльный. “За неделю в марте и три – в декабре мы реализуем треть от всего годового объема продукции”, – отмечает Некрасов.

“За 5 дней в первой декаде марта четыре наших салона продают столько цветов, сколько обычно уходит за месяц”, – говорит Павел Жирновский, директор по маркетингу флористической компании “Сады Сальвадора”. Для пунктов шиномонтажа золотым становится период наступления первых холодов: три недели нестабильных заморозков в конце октября – начале ноября приносят до половины годового дохода, утверждает Андрей Пугач, генеральный директор компании “Колесный сервис”. “В Москве приблизительно три миллиона легковых автомобилей, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор инвестиционной компании AG Capital. – Допустим, треть из них на зиму ставится в гараж, около четверти владельцев меняют колеса сами. Остается полтора миллиона машин, владельцы которых после первых заморозков действуют синхронно – едут на шиномонтаж”. “В такие дни наши центры закрываются вместо восьми вечера в 12 ночи”, – рассказывает Юлия Федосенко, специалист отдела рекламы и маркетинговых исследований компании МВО, у которой 18 торгово-сервисных центров в Москве и три в Санкт-Петербурге. “В горячий период мы вводим практику предварительной записи по телефону, – говорит Пугач. – В противном случае образуются многочасовые очереди, что нервирует и клиентов, и автослесарей”.

Основная проблема бизнеса со сверхвысокими пиками покупательского спроса – невозможность гибко увеличить количество работников. В этом году МВО дополнительно потребовалось 40 шиномонтажников. “Найти такое количество высококвалифицированных специалистов, еще и согласных на временную работу, крайне сложно”, – признается Федосенко. Обычно поиск нужных людей идет три-четыре месяца. Он происходит как с помощью наработанной кадровой базы, так и с помощью рекрутеров, отмечает она. “Компании обращаются к нам в последний момент, когда понимают, что сами с поиском не справляются, – рассказывает Анна Черных, директор направления лизинг-персонала рекрутингового агентства Ancor. – К этому времени, как правило, практически все шиномонтажники при деле. Например, одной крупной компании в самый разгар сезона потребовалось 70 шиномонтажников. Нам удалось найти лишь половину. При этом в остальное время мы не получаем ни одной заявки на поиск специалиста этой профессии”.

За срочный поиск рабочих рук рекрутеры выставляют счет с накруткой. В Ancor это может быть 30%, говорит Черных.

“Мы работаем с одним кадровым агентством на постоянной основе, поэтому для нас удорожание услуг за скорость не превышает 15%”, – отмечает Некрасов из “Арбат Престижа”. Но даже за большие деньги перед 8 Марта найти профессионального флориста невозможно, говорит Жирновский. “Приходится отменять для наших флористов посменную работу и нанимать им помощников, которые подрезают цветы, упаковочную бумагу, ленту”, – рассказывает Жирновский. Каждый Международный женский день для него как страшный сон: “Персонал, включая бухгалтеров, спит не больше 3–4 часов в сутки, все помещения, в том числе кабинет директора, превращаются в “холодильник” для цветов”.

“Главные риски так называемого сезонного бизнеса – метание потребительского спроса, – отмечает Аркадий Пригожин, президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению. – И тут нет никаких универсальных рецептов. Обычно компании компенсируют затраты на невостребованный товар повышением цены на более популярную продукцию. Во время ажиотажного спроса манипулировать ценой предельно просто”. В МВО шиномонтаж становится дороже на 15–20%, а стоимость букетов в “Садах Сальвадора” (средняя цена вне сезона – 3000 руб.) увеличивается на треть. “Перед 8 Марта мы устанавливаем четкую градацию цен, – добавляет Жирновский. – Если в обычное время наши флористы берутся составлять букеты даже на 500 руб., то в предпраздничный период букет дешевле чем на 1500 руб. не составляется”.