ВЕКТОР


Чей пакет

Ирландская Celtic Resources не смогла помешать акционерам Южно-Верхоянской горнодобывающей компании (ЮВГК) провести собрание, чтобы одобрить допэмиссию акций на 25 млн руб. и привлечение займа у основного акционера – выделяемой из “Норникеля” золоторудной компании “Полюс”. Накануне собрания, проходившего в заочной форме 18 ноября, Celtic подал иск в арбитражный суд Воронежской области. Суд наложил запрет на проведение собрания. Но юристам “Полюса” удалось оперативно его оспорить. “Полюс” выкупил контрольный пакет ЮВГК у “Алросы” совсем недавно. По словам президента “Полюса” Евгения Иванова, компания намерена вложить в развитие якутских активов около $500 млн. Celtic принадлежит 20% акций ЮВГК. Но и оставшиеся почти 30% компания тоже считает своими. Этот пакет, принадлежавший ранее Celtic, попал в залог к банку “Зенит” в 2001 г. в качестве обеспечения по кредиту ЮВГК. Позже он перешел в управление двум офшорным компаниям – сначала с Каймановых, а потом с Британских Виргинских островов. С 2002 г. Celtic оспаривает эти сделки в зарубежных судах, а недавно Верховный суд Британских Виргинских островов запретил офшорам продавать акции. Теперь эта история может выйти боком новому собственнику ЮВГК – “Полюсу”. Компания неоднократно заявляла, что не прочь купить спорные 30% и сама изучает ситуацию, чтобы понять, кому же все-таки принадлежит этот пакет. Теоретически у Celtic не должно быть претензий к “Полюсу”. Правда, по рынку периодически ходят слухи, что спорные 30% уже находятся под контролем структур “Норникеля”. Возможно, именно это нервирует ирландцев, заставляя их судиться с “Полюсом”.

В долгий ящик

Создание Центрального депозитария, о необходимости которого не устает говорить ФСФР, похоже, откладывается. Одна из крупнейших в мире международных клиринговых систем – Euroclear, победившая в конкурсе на оказание консультационных услуг при написании закона “О центральном депозитарии”, неожиданно сошла с дистанции. Как пояснили в ФСФР, Euroclear не захотела подписывать договор с регулятором напрямую, предложив вместо себя “дочку”. А это противоречит условиям конкурса, проведенного в рамках проекта “Развитие рынков капитала”, финансируемого Всемирным банком (на проект было выделено $2,5 млн).

В Центре развития фондового рынка этим проектом занимался Алексей Тимофеев, который недавно выбран председателем правления НАУФОР. Теперь Тимофееву не до Центрального депозитария, зато основные претенденты на этот статус – НДЦ и ДКК успели разругаться. Помирить их мог бы уважаемый Euroclear, но надежда на приход профессионального судьи оказалась напрасной. ФСФР обещает выбрать нового консультанта, но участники рынка уже не верят, что благие намерения регулятора создать Центральный депозитарий станут реальностью.

Уроки истории

Симптомы интернет-лихорадки конца 90-х повторяются с пугающей похожестью. Только на смену старым героям – таким как Yahoo!, Cisco Systems, Amazon и America Online – пришли новые. Главной иконой интернет-бума – 2 стала компания Google. Несмотря на то что ее харизматические основатели Ларри Пейдж и Сергей Брин традиционно не дают инвесторам никаких обещаний и не раскрывают подробностей стратегии корпорации, после своего IPO в августе прошлого года Google стала любимицей журналистов и инвесторов. Цена бумаг компании за 15 месяцев выросла в пять раз, перевалив на прошлой неделе психологический барьер в $400 за одну акцию (см. статью на Б8). Капитализация этой корпорации уже выше, чем у Coca-Cola, Cisco Systems или Time Warner. Инвесторы продолжают скупать ее акции, хотя аналитики, применяющие традиционные подходы для анализа стоимости акции, говорят, что бумаги Google должны стоить чуть ли не вдвое дешевле. С традиционными отраслями экономики все понятно. Потребности в энергоносителях, спрос и предложение на продукцию определенных отраслей промышленности можно прогнозировать на годы вперед. В Интернете оценивать перспективы бизнеса сложнее. И инвесторы вновь забывают о всякой осторожности. Если раньше для обоснования высокой цены акций служили неоправданно завышенные прогнозы, то теперь акции Google покупают просто потому, что они “хорошо растут”. Симптомы интернет-бума – 2 наблюдаются и в России. Акции РБК, разместившегося на РТС весной 2002 г., выросли за три с половиной года в 10 раз. А ведь пять лет назад все многообещающе начиналось, но плачевно закончилось.