Либеральное оружие


Более половины расходов на новое военное оснащение в Европе не подпадают под действующие в ЕС правила свободной торговли, сетуют чиновники Еврокомиссии. Всего страны ЕС тратят на закупки вооружений около $35 млрд в год, и правительства большинства государств используют оборонный заказ для поддержки национальных производителей. Существующий в странах ЕС спрос на 10 000 боевых бронированных машин удовлетворяется за счет 23 параллельных национальных программ, заявил в интервью FT министр обороны Великобритании Джон Рейд. “Чем больше открытости и чем больше добровольного сотрудничества будет на общеевропейском уровне, тем лучше и тем менее нерационально будут использоваться средства”, – считает Рейд.

По “кодексу поведения”, подписанному вчера министрами обороны, данные о всех конкурсах на поставки военного имущества стоимостью свыше 1 млн евро должны будут публиковаться на сайте Европейского оборонного агентства (EDA), а правительства гарантируют “справедливый и честный подход” к производителям из всех стран, подписавших соглашение. Контроль за его выполнением будет возложен на EDA. Исключения будут сделаны для химической продукции, ядерного оружия и криптографического оборудования. “Кодекс поведения” не будет распространяться на срочные закупки, осуществляемые при наличии угрозы национальной безопасности.

“Кодекс” вступит в действие в июле 2006 г., а до апреля он должен быть одобрен правительствами всех подписавших его стран. Сомнения в целесообразности его одобрения выразили лишь правительства Дании и Испании. “Кодекс” не будет обязывающим документом – любая подписавшая его страна может заявить об отказе от его соблюдения. Однако “в общих чертах” документ скорее всего будет соблюдаться, считает Дэниэл Кеохане из лондонского Центра европейской реформы. “То, что соглашение заключено в рамках ЕС и контролируется EDA, означает, что к нему будет привлечено общественное внимание и его будет трудно проигнорировать”, – объясняет он. Крупные производители оружия скорее всего попытаются защитить от экспорта лишь отдельные, наиболее важные сегменты своего ВПК, считает Кеохане. Законопроекты, которые придадут либерализации оружейных рынков Европы обязательный характер, разрабатываются в Еврокомиссии, однако их принятие в краткосрочной перспективе маловероятно, добавляет эксперт.

“Либерализация торговли оружием в ЕС ускорит интеграцию европейской оборонной промышленности”, – уверен директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Результатом станет повышение конкурентоспособности европейского оружия на международных рынках, что может стать плохой новостью для российских экспортеров, считает Пухов. “У нас пока что успешных примеров интеграции, кроме вертолетного холдинга ОПК “Оборонпром”, нет”, – добавляет он. По мнению эксперта вашингтонского Центра оборонной информации Ивана Сафранчука, подписанное министрами соглашение прежде всего служит интересам крупных европейских оборонных компаний. Теперь им будет проще выигрывать конкурсы на поставки вооружения в малые страны ЕС, которые защищают своих производителей и потому нередко проводят дискриминационную политику по отношению к лидерам европейского ВПК, считает эксперт.