Миссию Калининграда пустят с молотка


В октябре прошлого года Международный арбитражный суд в Лондоне удовлетворил требования инвестгруппы “Русские фонды” к Калининградской области по просроченному кредиту 1998 г. Тогда регион взял $10 млн у консорциума западных банков во главе с Dresdner Bank, а деньги передал в Региональный фонд развития (РФР). Тот, в свою очередь, направил их на модернизацию компании “Балтптицепром”. Ни птицефабрика, ни чиновники с кредиторами не расплатились. Сейчас долг с учетом штрафов составляет $24,3 млн. Права по нему банк переуступил Duke Investment, интересы которой представляют “Русские фонды”. Еще летом 2004 г. в качестве обеспечительной меры был наложен арест на имущество Калининградской области на территории Литвы. А в начале ноября Апелляционный суд Литвы принял решение о приведении в исполнение решения лондонского суда. Сейчас “Русские фонды” начали взыскание двух зданий в Вильнюсе, в которых расположено представительство области в Литве.

Оценка зданий еще не завершена, но продажа их позволит погасить лишь небольшую часть долга области, говорит представитель “Русских фондов” Владимир Сысоев. Решение литовского суда создает прецедент для аналогичных решений на территории других стран, полагает Сысоев, сейчас компания ищет, какое еще имущество есть у Калининграда за рубежом. Кроме того, “Русские фонды” подали иск в Калининградский арбитражный суд с требованием принудительного взыскания имущества области на территории России. По существу, решение об этом уже принято в Лондоне, а российский суд должен лишь подтвердить, не был ли нарушен “публичный порядок” при рассмотрении дела, т. е. что Калининградской администрации не чинились препятствия при рассмотрении дела, утверждает Сысоев.

Но область по-прежнему отказывается платить по счетам. Сотрудник представительства Калининградской области в Литве Сергей Оверко заявил радиостанции “Эхо Москвы”, что область собирается подать кассационную жалобу в литовский суд. “Решения российского суда по этому делу еще нет”, – говорит сенатор от Калининградской области Николай Тулаев. Администрация области под руководством бывшего губернатора Владимира Егорова опротестовывала претензии, предъявляемые немецким банком, напоминает он. “Поскольку соглашение о кредите было подписано с нарушениями – без согласования с Минфином, несмотря на то что речь шла о внешних заимствованиях, этот документ следует признать незаконным”, – уверен Тулаев. А в Минфине говорят, что раньше область обращалась в ведомство с просьбой о помощи. “Но Минфин не имеет отношения к делу: это не затрагивает федеральный бюджет, это внутренние дела администрации”, – говорит чиновник министерства.

После кризиса 1998 г. многие регионы объявили дефолт по кредитам и облигациям, но никогда за долги не продавалось их зарубежное имущество, говорят эксперты. Калининграду придется заплатить по счетам, иначе у него будут трудности с привлечением инвесторов, считает аналитик московского бюро рейтингового агентства Standard & Poor’s Феликс Эйгель: “Новой администрации будет проще урегулировать этот спор, ведь они пришли недавно и не успели испортить отношения с кредиторами”. По его мнению, этот случай может в дальнейшем повлиять на репутацию: кредиты либо будет очень сложно брать, либо они будут дорогими, да и выпуск облигаций может быть затруднен. Аналитик ИБ “Траст” Михаил Галкин согласен, что главный ущерб, который понесет Калининградская область, – репутационный. “Сумма долга не выглядит катастрофичной, и ее вполне реально погасить”, – уверен он.