НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Большие деньги больших идей


Когда на прилавках книжных магазинов Парижа в 1870 г. появились первые экземпляры книги “Двадцать тысяч лье под водой”, Жюль Верн бегал по городу и скупал весь тираж. Что толкнуло великого фантаста на столь странный поступок? Оказалось, он только что узнал об изобретении “самодвижущейся мины”, а без нее “Наутилус”, оснащенный техникой, опередившей время на сотню лет, не мог со своим допотопным тараном на носу считаться совершенным кораблем. Зато об этой технике и ее изобретателях сжато и доходчиво написал известнейший американский эксперт по бизнесу Стивен Страус, автор книги “Большая идея”, хотя вряд ли он задумывался над тем, что предлагает читателю заново “прочитать” великого фантаста.

Вот только один пример. Описывая жизнь людей на совершенном подводном корабле, Верн пишет о том, что вся пища для его обитателей готовилась на электричестве: “Провода, включенные в аппаратуру в виде платиновых пластинок, раскаляли их добела, поддерживая в плите температуру, нужную для приготовления пищи”. На что похоже “изобретение” Верна? На ставшую привычным атрибутом кухни микроволновую печь. Но путь этого реального товара к массовому покупателю был тернист и труден. И, что особенно поучительно для нашей когда-то ориентированной на оборону промышленности, связан с процессом конверсии экономики США после Второй мировой войны.

Страус увлекательно описывает, как инженер-самоучка Перси Спенсер, работавший в американской компании Raytheon, в годы войны разработал для союзников новую систему радиолокации, где для изготовления локаторов использовались магнетронные трубки. Случившаяся в компании сразу же после войны история с куриным яйцом, которое вибрировало рядом с трубкой и внезапно превратилось в обыкновенную яичницу, подтолкнула доктора Спенсера к изобретению микроволновой печи. Правда, сначала его детище высотой в полтора метра весило более 300 кг, а стоило $5000. Но спустя несколько лет новый товар, названный радиолокатором, ценою менее $500, завоевал сердца покупателей.

Книга Страуса поучительна не только историями успеха. Целую главу автор посвящает изобретателям, потерпевшим неудачу. Многие читатели согласятся с автором в том, что “большинство изобретателей – это вдохновенные выдумщики, но не все из них обладают деловой хваткой, необходимой для продвижения продукта на рынок”.

В этом смысле показательна приведенная Страусом история о борьбе с эректильной дисфункцией. К концу минувшего века все известные средства, от измельченных рогов носорога до вакуумного насоса Erecaid, не удовлетворяли растущий спрос. Самое эффективное средство, как пишет Страус, смог найти “заблудившийся в больнице врач”. Однажды Джейкоб Райфер, уролог Калифорнийского университета, заблудился в лабиринте похожих друг на друга зданий, составлявших медицинский центр. Попав в одну из лабораторий, он из беседы с коллегой узнал, что доктор Луис Игнарро открыл причину расслабления гладких мышц. Ученые решили объединить усилия и создать новое средство. Но их обогнала исследовательская группа компании Pfizer, экспериментировавшая с препаратом UK-92-480, позднее названным виагрой. Страус пишет, что спустя две недели после своего появления в продаже виагра стала самым быстро раскупаемым препаратом в истории медицины, а к апрелю 1998 г. Pfizer по показателю рыночной капитализации впервые в истории обошла своих конкурентов и стала крупнейшей фармацевтической компанией в мире. Те два ученых мужа просто немного поздно встретились.

Самое ценное в книге – истории реальных изобретателей, в том числе многих наших современников. Кто-то из них работал на крупные корпорации, другие на себя, но ко всем им, как пишет Страус, “однажды пришло вдохновение, наступил момент озарения, после чего они смогли превратить свои идеи в широко известный продукт или торговую марку”.

Книга “Большая идея” открывает нам мир привычных вещей с иной стороны: все, к чему мы часто относимся без должного уважения, – плод неустанных, порой титанических усилий конкретных людей. Например, начало компьютерной революции было связано с созданием Дугласом Энгельбартом специального приспособления, названного как X-Y-курсоуказатель для системы монитора. В 1970 г. эта привычная теперь для каждого пользователя компьютера мышка была облечена в деревянный корпус с двумя металлическими колесиками. Но именно она произвела фурор на презентации компьютерной онлайновой системы, над которой ученый с коллегами из Центра исследования возможностей разума при Стэнфордском научно-исследовательском институте работал с 1962 г. Смею надеяться, что книга Страуса произведет фурор среди читателей, так или иначе причастных к инновационному бизнесу. И для них повторю слова Жюля Верна о том, что придет время, когда наука опередит фантазию.