В “Волга-Днепре” сменилась власть


Конфликт акционеров “Волга-Днепра” продолжается больше полугода. Еще зимой “Каскол” довел свою долю в компании почти до 49% и начал переговоры о ее продаже с инвестфондом Marshal Capital. Узнав об этом, Исайкин предложил сам ее выкупить. Но “Каскол” не устроили цена и условия сделки, что и привело к конфликту. Дошло до того, что к концу лета “Каскол” начал настаивать на отставке Исайкина. И только в октябре враждующие придумали, как решить дело миром, – каждому продать часть акций постоянному кредитору “Волга-Днепра” IFC, оставив за собой по 45%. “Каскол” должен был продать 4,9%, менеджмент “Волга-Днепра” – 0,5%. Однако “Каскол”, по словам одного из менеджеров “Волга-Днепра”, “не сделал ничего, чтобы завершить сделку”. Поэтому менеджмент компании и решил идти ва-банк. В компании вспомнили об опционе, подписанном с “Касколом” еще в 2002 г.

Опцион подписывали подконтрольное “Касколу” ООО “Волга-Днепр-Каскол-Инвест” (“ВДК-Инвест”) и учрежденная менеджментом авиакомпании ООО “Волга-Днепр-Москва”, рассказывает менеджер авиаперевозчика. По документу “ВДК-Инвест” обязалась продать все свои бумаги “Волга-Днепра” его менеджменту (сколько есть на балансе в момент сделки), если общий пакет “Каскола” больше чем на 1% превысит менеджерскую долю. Стороны договорились, что такой баланс сил будет способствовать развитию компании, объясняет менеджер “Волга-Днепра”. В начале этого года о соглашении не вспоминали, “надеясь договориться”, уточняет он. Однако сделать этого не удалось, и потому в конце прошлой недели договор купли-продажи был наконец подписан. К этому моменту на балансе “ВДК-Инвеста” значились чуть больше 16% акций “Волга-Днепра”.

При этом со стороны продавца подпись ставил сам Исайкин, занимающий должность гендиректора “ВДК-Инвеста”, рассказывает собеседник “Ведомостей”. Сделка проводилась с отсрочкой платежа по ценам, прописанным еще в 2002 г. Ее сумму собеседник “Ведомостей” не называет. Но в 2002 г. сам “ВДК-Инвест” выкупил у РФФИ 7,8% акций “Волга-Днепра” за 22,5 млн руб.

Представитель “Волга-Днепра” факт продажи пакета подтверждает. Компания сама ведет свой реестр, поэтому узнала о сделке в минувшую пятницу. А вот основной владелец “Каскола” Сергей Недорослев утверждает, что о сделке слышит впервые и сам “Каскол” ее не санкционировал. То, что именно Исайкин является гендиректором “ВДК-Инвеста”, Недорослев подтверждает. От дальнейших комментариев он отказался.

Впрочем, близкий к “Касколу” источник отмечает, что группа просто так эту сделку не оставит и “изучит все обстоятельства”. “Не исключено, что речь может идти и о превышении должностных полномочий [гендиректора “ВДК-Инвеста” Исайкина]”, – замечает он.

Если дело действительно дойдет до суда, у “Каскола” есть шанс доказать незаконность сделки, считает Валерий Тутыхин из юридической компании “Джон Тайнер и партнеры”. По закону об ООО гендиректор должен согласовывать сделки общества, если их сумма превышает 25% балансовой стоимости активов. И хотя тот же закон допускает, что в уставе ООО это условие может быть мягче, “Каскол” может доказать, что были нарушены его интересы, замечает Тутыхин. Впрочем, выигрыш “Касколу” вовсе не гарантирован. Тутыхин напоминает тяжбу Sibir Energy, чья “дочка” “Югранефть” почти два года назад потеряла контроль в “Сибнефть-Югре” после серии допэмиссий, которые оплачивались “Сибнефтью”. По заявлениям истцов, именно гендиректор “Сибнефть-Югры”, в прошлом вице-президент “Сибнефти”, Андрей Матевосов и виновен в потере пакета, поскольку не уведомил о допэмиссии Sibir Energy, напоминает юрист. Но вернуть размытый пакет Sibir Energy до сих пор не удалось.