Ахмедов торгуется

С. Портер

Ахмедов считает, что награждать их не за что. “Получив контроль над компанией, должностные лица “Газпрома” в течение двух месяцев фактически поставили ее на грань банкротства”, – сообщает Ахмедов Миллеру в письме, отправленном вчера (копия есть у “Ведомостей”). По сведениям Ахмедова, “не заключено ни одного договора на поставку газа на IV квартал 2005 г. и 2006 г., а оставшихся денежных средств уже не хватает на зарплату сотрудникам”. При этом представители “Газпрома” в совете директоров “Нортгаза” занялись “выбиванием себе дополнительных выплат и поощрений”, возмущен партнер “Газпрома”. По его словам, “дело доходит до открытых заявлений отдельных высокопоставленных сотрудников “Газпрома” о необходимости банкротить компанию”. При этом Ахмедов напоминает, что отсутствие гарантированного сбыта газа “рано или поздно вызовет дефолт по займам “Нортгаза” на сумму $80 млн”. Представители банков – кредиторов “Нортгаза”, ММБ и Альфа-банка, отказались от комментариев.

Мир между “Газпромом” и Ахмедовым держался недолго. Получив в сентябре контрольный пакет “Нортгаза”, монополия попыталась заставить предприятие вплоть до 2009 г. продавать ей весь добываемый газ по цене 360 руб. за 1000 куб. м газа, как это делают ее 100%-ные “дочки”. Иностранные акционеры “Нортгаза” отказались продавать газ вдвое ниже цены, утвержденной государством [617 руб. за 1000 куб. м]. “Нортгазу” ограничили доступ в трубу на 40%, и добыча у компании сократилась на 60%. Зато “Газпром” собрался щедро наградить членов совета директоров компании, где три из пяти мест принадлежит его выдвиженцам. “Уренгойгазпром” одобрил ежегодное вознаграждение им в размере 1% валовой выручки плюс 5% чистой прибыли. Из них $2,7 млн должны были достаться главе совета директоров “Нортгаза” – замгендиректору “Совкомфлота” и бывшему члену правления “Газпрома” Александру Красненкову, еще по $1 млн – топ-менеджерам “Газпрома” Кириллу Селезневу и Ольге Павловой.

В письме Ахмедов требует сменить представителей “Газпрома” в совете директоров “Нортгаза”, открыть компании доступ к трубе и урегулировать вопрос о сбыте газа и, если не удастся согласовать цену, разрешить “Нортгазу” продавать газ самому. А источник, близкий к “Нортгазу”, не очень-то верит в возможность договоренностей: “Газпром” хочет принудить нас продать 49% за бесценок”. Сотрудник “Газпрома” уверяет, что это не так. “Мы настроены на конструктивное сотрудничество с [Ахмедовым] и решение вопросов за столом переговоров”, – заявил представитель монополии. А Ахмедов предупреждает, что дело может кончиться и судом. “У R. E. D. I. есть право подать в суд в течение 20 дней с момента предупреждения, если наши требования не будут удовлетворены”, – сообщил “Ведомостям” представитель R. E. D. I.

Вряд ли акционеры “Нортгаза” заинтересованы в дефолте или банкротстве, считает аналитик “Тройки Диалог” Анна Матвеева: “В их интересах развивать компанию, а не разрушать”. Но Стивен Дашевский из “Атона” уверен, что акционеры “Нортгаза” не смогут сосуществовать мирно и конфликт разрешится только после того, как структуры Ахмедова продадут свою долю “Газпрому”. Эксперт задается вопросом, будет ли сделка рыночной. Дашевский оценивает “Нортгаз” в $1–1,5 млрд.