ЦИФРА НЕДЕЛИ: 11,5%. Кто виноват


Министр экономического развития и торговли Герман Греф вчера в очередной раз предсказал инфляцию в целом за 2005 г.: 11–11,5%. Во-первых, много, во-вторых, больше, чем тот же самый министр обещал в начале года (8,5%). В правительстве по этому поводу расстраиваются, предложен, как все знают, целый пакет антиинфляционных мер, в котором все хорошо, кроме того, что экономические министерства не достигли консенсуса и идеи одних противоречат идеям других.

А ведь у российской инфляции есть одна весьма неприятная для властей особенность: она выше для бедных слоев населения, которых у нас больше. Эксперт Центра развития Оксана Осипова сообщила такие цифры за 2004 г., когда общая инфляция составила 11,7%: 12,6% – для тех, у кого 1000 руб. на члена семьи, и 10,7% для тех, у кого выше 14 000 руб. на члена семьи. Есть основания полагать, что для тех, кто еще богаче, инфляция еще ниже. А значит, у большей, небогатой части российского электората, уровень жизни которой не повышается, явно копится обида на федеральных чиновников, которые неизвестно чем занимаются, раз не держат обещаний.

Откуда ж такая гадость? Оксана Осипова считает, что из-за естественных монополий и нефтяных компаний, которые следуют за мировыми ценами на нефть. По данным Центра развития, если очистить от их весьма достойного вклада инфляцию, то в 2004 г. она составила бы около 8%, а в 2005-м (прогноз) – около 6%. Сравните: у развивающихся стран – 6%, у нефтедобывающих стран – около 9% в среднем за 2004 г. Во многом из-за естественных монополий, например, в нынешнем году рост цен в жилищно-коммунальном хозяйстве составит целых 35%.

Но экономическая политика нынешнего российского правительства в значительной мере состоит из взаимодействия с естественными монополиями, тем более что именно они наполняют большую часть бюджета. Их инвестиционные программы, да и просто функционирование – основа большинства деловых и политических контрактов. Множество российских бизнесменов имеет в бизнес-планах всего одну значащую строку: договор с естественной монополией, – а остальные мечтают о таком договоре. Просто говоря, масса больших и маленьких интересов сосредоточена в них: от личного благосостояния отдельных граждан до спортивных успехов российских национальных команд.

Бороться с влиянием монополий на экономику и без этого всего было бы чрезвычайно сложно и болезненно, а с такой нагрузкой – вроде бы и совсем невозможно, а главное – пока непонятно как. Но необходимо, конечно. В противном случае у неуклонно быстрого повышения цен, которое стоит первым среди страхов российского населения по всем социологическим опросам, может возникнуть политическая составляющая.