Кириенко разделит Росатом


“Дело совсем не в том, чтобы он [Кириенко] стал атомщиком, дело совсем не в этом. Дело в организации отрасли”, – заявил вчера журналистам президент Владимир Путин. По его словам, “отрасль стоит на пороге принятия решений организационного характера”, а “Кириенко – тот человек, который справится с этой задачей”. Официальных разъяснений, что за задачи поставлены перед Кириенко, не последовало. Пресс-секретарь нового главы Росатома Сергей Новиков сообщил, что комментарии слов президента “не практикуются”, воздержались от них и в Росатоме, и в ключевых компаниях атомной отрасли. Однако, как сообщил “Ведомостям” бывший министр атомной энергии Виктор Михайлов, Сергей Кириенко уже обсудил с ним планы реорганизации. По словам Михайлова, существуют планы “отделить военную составляющую [атомной отрасли] от “мирной” (хотя, по его мнению, они неразделимы и Кириенко “будет тяжело” реформировать отрасль).

Еще один информированный источник в Росатоме сообщил, что в следующем году должно произойти акционирование ФГУП “Росэнергоатом”. Предположительно вокруг этой компании объединятся все “гражданские” НИИ и предприятия отрасли. Новая мегакорпорация, по замыслу реформаторов, должна справиться со строительством новых АЭС в России и за рубежом. Не исключено, что в эту структуру войдут компания “Атомстройэкспорт”, которая строит АЭС по российским проектам за рубежом, и компания “Объединенные машиностроительные заводы” (ОМЗ). Структуры подконтрольного государству Газпромбанка уже купили у министра экономики Грузии Кахи Бендукидзе “Атомстройэкспорт”, а ОМЗ, по словам источника, близкого к “Газпрому”, приобретут у него же в скором времени.

По словам предпринимателя, связанного с атомной отраслью, отделить “мирный” атом от военного будет сложно по технологическим причинам, поскольку “мирная” атомная энергетика изначально создавалась как побочный продукт военной и все технологии передавались из военного сектора в “мирный”, а не наоборот. “Желание выделить и сконцентрировать энергетику вполне понятно, поскольку это живые деньги, их можно переделить и перенаправить, но производство ядерного оружия – это не деньги и не бизнес, а национальная безопасность. Отделить его не просто сложно, но и опасно”, – говорит источник. Вице-президент банка “Траст” Андрей Зубков считает, что трогать концерн “ТВЭЛ”, производящий топливо, и объединять его с “Росэнергоатомом” нет смысла, поскольку это разные бизнесы, а “ТВЭЛ” и так работает нормально. “Но усилить строительную составляющую в Росатоме надо”, – добавляет Зубков. Не совсем понятно и то, как интегрировать в новую структуру производителей оборудования для АЭС, многие из которых находятся в частных руках, добавляет он. По словам аналитика “Атона” Дмитрия Скрябина, концентрация “гражданской” компоненты атомной отрасли поможет снизить издержки и находящийся под контролем государства “Атомстройэкспорт” также можно “подтянуть” в новую структуру. Потому что “Газпрому”, по словам Скрябина, он все равно не нужен.