Турфирмам предлагают страховаться


Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области планирует в 2006 г. провести аккредитацию туроператоров и турагентов, сообщил министр Денис Лабуза на отраслевом совещании. По словам чиновника, аккредитация позволит создать систему финансовой ответственности турфирм за неисполнение условий договора перед клиентами и защитить нижегородский туристический рынок от недобросовестной конкуренции. В проекте документа об аккредитации (текст имеется в распоряжении “Ведомостей”), разработанном отделом туризма и народных промыслов министерства, говорится, что аккредитация носит “добровольный характер”. Согласно документу для ее получения турфирмам необходимо предоставить в отдел туризма и промыслов банковскую гарантию или договор со страховой компанией на страхование гражданской ответственности на сумму от 200 000 руб. (для турагентов) до 1 млн руб. (для туроператоров, работающих в сфере международного туризма). Взамен чиновники обещают предоставить право аккредитованным фирмам использовать эту информацию в своей рекламе, участвовать в мероприятиях Минпредпринимательства, получать у чиновников консультации по вопросам туристской деятельности и участвовать в разработке законопроектов в сфере туризма.

Комментируя планы министерства, участники рынка сошлись во мнении, что аккредитация на региональном уровне поспешна. “Система финансовой ответственности турфирм – это нормальная практика, существующая во всем мире. Но вводить ее необходимо не на региональном, а на федеральном уровне и начинать с крупнейших туроператоров, – считает директор “Москва-тур – НН” Евгений Пронин. – В ближайшее время такой закон обязательно будет принят”. По его мнению, региональная аккредитация позволит повысить репутацию новичкам рынка, а фирмам, работающим 5–10 лет на рынке и уже зарекомендовавшим себя, она бесполезна. С Прониным соглашается и гендиректор компании “Турист” Наталья Туманова, по мнению которой для работы турфирмам достаточно получения обычной лицензии. “Вместо организации местной системы тотального учета и контроля лучше направить усилия на развитие инфраструктуры и продвижение имиджа Нижегородской области. Это позволит увеличить поток туристов в регион”, – считает владелец другой туристической компании, просивший не называть его имя. По его словам, проходить аккредитацию турфирмы будут вынуждены, иначе чиновники могут создавать им всевозможные препятствия. Один из менеджеров турфирмы “Гама” считает, что залоговые суммы, предусмотренные проектом положения об аккредитации, завышены. “Например, для турагентов, продающих путевки в санатории и пансионаты, где сутки пребывания стоят 600 руб., комиссионное вознаграждение составляет всего 3%. Это же сколько надо продать путевок, чтобы пройти аккредитацию?!” – удивляется менеджер. А директор туркомпании “Дилижанс” Вячеслав Назаренко, наоборот, выступает за увеличение суммы финансовой ответственности. По его мнению, аккредитация позволит стабилизировать ситуацию на рынке, на котором каждый месяц появляются новые игроки, и вытеснить фирмы-однодневки. “Два года назад две нижегородские фирмы, собрав деньги, исчезли, а этим летом история повторилась еще с одной фирмой. Негатив дискредитирует весь нижегородский турбизнес, что мешает находить новых партнеров в других регионах”, – считает Назаренко.