Без права на “Магнит”


Будущей весной краснодарская сеть “Магнит” планирует провести IPO, а в преддверии выхода на фондовый рынок выпустила облигации на 2 млрд руб. В информационном меморандуме, посвященном облигационному займу, указано, что товарный знак “Магнит” принадлежит головной компании сети – ЗАО “Тандер”. Но, как стало известно “Ведомостям”, необходимая регистрация товарного знака по классу услуг, связанных с реализации товаров, у “Тандера” отсутствует.

Предприниматель Сергей Зуйков, известный спорами за брэнды международных компаний, например Diablo (модель автомобиля марки Lamborghini) или Starbucks (крупнейшая в мире сеть кофеен), рассказал, что товарный знак Magnet для предоставления услуг по реализации товаров он зарегистрировал в 1999 г., а позже продал волгоградскому предпринимателю Владимиру Краснову, которому принадлежит несколько компаний, торгующих бытовой техникой. Источник, близкий к Краснову, уточнил, что маркой Magnet сейчас владеет компания “Ривердейл Электроникс”, аффилированная с Красновым.

“У “Тандера” нет регистрации знака “Магнит” для торговли, – говорит Зуйков. – И зарегистрировать его они не смогут, потому что Magnet и “Магнит” сходны до степени смешения”. Замруководителя отдела товарных знаков юридической компании “Усков и партнеры” Дмитрий Гоголев согласен, что патентное ведомство откажется регистрировать “Магнит”, так как по семантическим и фонетическим критериям знак схож с Magnet. Получить комментарий чиновников Роспатента не удалось.

Гоголев уточнил, что в базе Роспатента владельцем товарного знака Magnet значится “Ривердейл Электроникс”, которая приобрела марку у Владимира Краснова в ноябре 2005 г. Знак был зарегистрирован по классу 42 (в МКТУ 7-й редакции, которая действовала до 1 января 2002 г., перечень услуг по этому классу включал реализацию товаров. – “Ведомости”), в описании брэнда указаны услуги по реализации товара. “Право на использование знаков Magnet и “Магнит” в торговле принадлежит “Ривердейл”, – уверен Гоголев. – Только сейчас им надо добавить регистрацию по 35-му классу (перечень услуг в новой редакции МКТУ включает продвижение товаров. – “Ведомости”), что не будет проблемой”. У “Тандера”, считает эксперт, марка “Магнит” хотя и зарегистрирована в 35-м и 42-м классах, но реализация товаров в регистрационных документах не значится. Под этим брэндом “Тандер” может только оказывать услуги по “анализу себестоимости, оформлению витрин и услуги дизайнеров в области упаковки”, но не может использовать марку для названия магазинов.

Топ-менеджер “Тандера” сообщил “Ведомостям”, что знает о регистрации знака Magnet Зуйковым и последующей продаже его волгоградской компании, но он уверен, что компания сумеет получить в Роспатенте регистрацию на “Магнит” для торговли. По его словам, “Ривердейл” торгует техникой и не будет чинить препятствий продуктовой сети. Источник, близкий к Краснову, говорит, что сумма, которую Краснов заплатил Зуйкову за Magnet, составляла $10 000 (она указана на сайте Зуйкова akrole.com. – “Ведомости”). Теоретически, предположил источник, брэнд может быть передан “Магниту” за соответствующие отступные.

Неаккуратное отношение к брэндам не первый раз подводит розничные компании. В сентябре фирма “Молтех” заявила, что обладает правом на товарный знак “Копейка”, а одноименная сеть дискаунтеров использует его незаконно. “Молтех” пыталась продать марку “Копейке”, но, получив отказ, предложила ее конкурентам, в частности “Пятерочке”. В пресс-службе “Копейки” вчера не смогли прокомментировать, в какой стадии находится разбирательство с “Молтех”.