ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО КИНОПРОКАТА: “Декамерон” никак не “ДМБ”


“Солдатский Декамерон” (Россия, режиссер – Андрей Прошкин, актеры – новые, кроме Михаила Пореченкова и Юлии Высоцкой) – работа молодого режиссера, которого публика пока всерьез не оценила, зато знатоки признали после жесткой и честной (странное определение по отношению к кино, но в данном случае точное) молодежной драмы “Игры мотыльков”. В прошлом году “Игры” едва не победили на главном фестивале отечественного кино в Сочи, только одним голосом уступив гораздо более известному публике “Водителю для Веры”. “Солдатский Декамерон” вопреки названию отнюдь не напоминает комик-трилогию о пьянстве и гульбе в армии под названием “ДМБ”, хотя воинскую часть и здесь, понятно, сотрясают буйные романы и тайные влюбленности. Случится даже одно самоубийство от неразделенных чувств, после чего, к общему ужасу, вокруг казарм начнет бродить привидение. Но фильм не только о любовных драмах, но и о скуке и тоске провинциальной воинской жизни и о том, что именуется “предчувствием войны”. Финал – оптимистический (в кавычках): конец 1994-го, и часть посылают на какую-то операцию в мало кому на тот момент ведомую Чечню, что все воспринимают как освобождение от рутины, прогулку и развлечение.

“Эон Флакс” (США, Aeon Flux, Карин Кусама, звезды – Шарлиз Терон, Фрэнсис Макдорманд) – в Голливуде наконец-то наметилась некоторая феминизация. В прежние годы очень мало кто из известных актрис играл в тамошних фильмах действительно главные роли, а не роли подружки главного героя. После звездных бенефисов Анджелины Джоли, недавних Джоди Фостер (в “Иллюзии полета”), Риз Уизерспун (в “Между небом и землей”) и Киры Найтли (в “Домино”) пришла пора Шарлиз Терон. То есть у нее уже была звездная роль в “Монстре”, принесшая ей “Оскара”. Но для окончательной и бесповоротной звездности каждой голливудской красавице обязательно появиться в чем-то боевом-фантастическом, комиксе или а-ля комиксе. Российский прокат преподнес Шарлиз особый подарок: “Эон Флакс”, в котором героиня мочит кого можно и нельзя и участвует в политических играх 2400-х гг., – единственный поп-культурный хит недели. Съемки доставили пухлощекой Шарлиз некоторые физические огорчения (потянула мышцы шеи после одного из трюков – теперь в ее киноконтрактах строго значится: “никаких трюков!!!”), но уровень ее гонораров после этого фильма явно возрастет.

“Балканкан” (Македония – Италия – Великобритания, Bal-can-can, Дарко Митревски, актеры – неизвестные) – арт-хит недели, который некоторые зрители могли посмотреть на последнем ММКФ (был участником конкурсной программы; то, что фильмы из конкурса ММКФ стали проникать в наш прокат, должно повысить коммерческий рейтинг фестиваля). Полвека криминально-бытовой истории бывшей Югославии. Ближайшие аналоги (хотя стиль фильма иной) – знаменитый “Андерграунд” Кустурицы и “Пороховая бочка” Паскалевича. Фильм, безусловно, любопытен и как киноопус, и как документ, из которого можно извлечь интересную, в том числе актуальную для России, информацию.

Фильмы в прокате с 1 декабря

“Волк-одиночка” (США, в оригинале Cry Wolf, т. е. “Плачущий волк”, Джефф Уэдлоу, звезда – поп-рокер Джон Бон Джови) – год, о чем мы неоднократно говорили, богат на ужастики. “Волк-одиночка” – попытка сотворить очередного модного маньяка. У всякого уважающего себя маньяка должна быть своя неповторимая маска. У Волка-одиночки она вязаная, что сочтем новаторством. Сюжет тоже в меру необычен: некие студенты, шутя над нераскрытым убийством девушки (тоже мне шуточки!), придумывают в Интернете убийцу-маньяка и составляют возможный список его следующих жертв. Каков же ужас шутников, когда некто действительно начинает убивать намеченных – прямо по списку, а затем и самих составителей рокового листа. Фильм на любителей, которых, полагаю, найдется немало.

“Крестные отцы” (Франция, Les Parrains, Фредерик Форестье, звезды – Жерар Ланвен, Жерар Дармон и др.) – начинается традиционный ежегодный фестиваль французского кино в России (в этот раз он пройдет не в Москве, как обычно, а во Владивостоке и Екатеринбурге), поэтому на неделе как никогда много французских премьер. Вот первая: про троих экс-воров, которые встречаются спустя 20 лет после того, как совершили громкое ограбление, поскольку обстоятельства сложились так, что только сейчас можно поделить давний куш. Это, понятно, лишь одна из их проблем – и не самая большая.

“Новая Франция” (Франция, Nouvelle-France, Жан Боден, среди звезд – Жерар Депардье, Ирен Жакоб, Венсан Перес, Тим Рот) – еще один французский хит недели, про который мы, однако, мало что можем сказать. Аннотация фильма сводится к тому, что он о любви между отважной девушкой и искателем приключений, а действие происходит в XIX в. Девушка в списке актеров одна, а вот кто изображает искателя приключений, можно лишь догадываться. В любом случае на просмотр стоит пойти уже потому, что это, возможно, одна из последних ролей Жерара Депардье, объявившего, что уходит из кино и заодно бросает пить. Впрочем, и с тем и с другим он завязывал уже неоднократно.

“Полный облом” (Франция, Les Gaous, Игорь Секулич, звезда – Ришар Боринже) – французский пир продолжается, на сей раз классическим галльским блюдом “французская любовная комедия”. Завязка в том, что провинциал западает на любовницу богача и следует за ними обоими в Париж, надеясь, что ему как-то да повезет.

“Фарт” (Россия, Роман Хрущ, звезды – Евгений Цыганов, Петр Зайченко) – если вы верите в новые русские боевики, то это фильм для вас. Не видев его, ограничусь выдержкой из синопсиса: “Для осуществления своей мечты отставному офицеру Петру нужна крупная сумма. Именно поэтому он приезжает туда, где есть золотые прииски...”. Если верить все тому же синопсису, на этих приисках много чего произойдет.

“Преданный садовник” (США, The Constant Gardener, Фернандо Мейрелес, звезды – Рейф Файнс, Рейчел Уайц) – этот фильм – пример странностей, периодически случающихся в нашем вроде бы развитом прокате. Он выйдет в ограниченном количестве копий, т. е. окажется недоступным за пределами двух столиц. Между тем снят он по бестселлеру все еще модного Джона Ле Карре, причем бразильским режиссером, прославившимся недавно фильмом “Город Бога”. Да и Файнс с Уайц – не самые неизвестные актеры. Почему бы не выпустить этот фильм более широко?

Наконец, главный киноманский удар обеих недель – “Земля изобилия” (Германия – США, Land of Plenty, Вим Вендерс, актеры – неизвестные) – только что “Ведомости” отрецензировали последний очень хороший фильм классика Вендерса “Входите без стука”. Это – его предыдущая работа, прошедшая по фестивалям в 2004 г. Сюжет раскрывать не станем. Отметим только, что это попытка Вендерса (который с недавних пор живет в Америке) разобраться в том, что же происходит в тамошнем обществе и кто победит: те, кто маниакально зациклились на идеях безопасности, или же сторонники либерализма, считающие, что ради безопасности нельзя поступаться свободой. Фильм при этом не документально-публицистический, а игровой. Особо отметим, что сценарий написал Скотт Дерриксон, снявший страшную картину “Шесть демонов Эмили Роуз”, которая только что вышла у нас. Так что скучно не будет.

Фильмы в прокате с 8 декабря