ГЛОБАЛИСТ: Иерархия свобод


Операция по покупке телевизора в большом магазине со странным названием Горбушка напомнила мне о другом опыте посещения магазина в России. В 1969 г. во время перелета у меня порвался чемодан и любезная сотрудница “Интуриста” вручила мне чек на приобретение нового. Чемоданы были трех размеров – большие, средние и маленькие, обшитые одним материалом – холстиной, и все одного цвета – коричневые. Изделия наверняка были выпущены государственной чемоданной фабрикой в строгом соответствии со спецификациями государственного плана. На Горбушке больше 35 лет спустя все было по-другому. Я был счастливым потребителем, вынужденным выбирать из десятка брэндов, множества вариантов размеров, характеристик и цен.

Право потребительского выбора, безусловно, один из аспектов свободы вообще. Но стоит ли считать его самым важным? Конечно нет. На фундаментальном уровне “быть свободным” означает действовать (или не действовать) без принуждения. Если вам предлагается подписать некую бумагу под дулом пистолета, то вы не свободны отказаться.

Поскольку главный субъект насилия – это государство, то в ряду свобод политические свободы – первые. Все институты свободного общества – верховенство закона, независимый суд, свободные СМИ, свобода политических объединений и выборов – существуют для того, чтобы защищать людей от незаконного ареста, пыток, покушений на жизнь со стороны власти.

Затем следуют социальные свободы. Это свобода выбирать собственный путь в жизни, не подвергаясь правовому принуждению или социальному давлению. Часто это называют самореализацией.

Третий уровень – экономические свободы. Свобода владеть собственностью, заключать контракты, торговать и заниматься предпринимательством. Сюда же следует отнести и свободу потребления.

Есть крайне вредное представление, уже не настолько популярное сейчас, как когда-то. Оно состоит в том, что политические свободы не нужны бедным. “Зачем свобода голодающим?” – вопрошали социалистические ораторы. Такая постановка всегда была ложной. В конце концов большинство скорее захочет быть бедными и свободными, чем бедными и несвободными.

Диктаторы не любят политические свободы, но охотно поощряют экономические. Пиночет убивал людей тысячами, превознося “свободные рынки”. Ничто не радует китайских лидеров больше, чем толпы граждан в магазинах. Они считают, что чем больше люди заняты потреблением, тем меньше интересуются политикой.

Потребление как стиль жизни доведено до абсурда. Коричневый чемодан, купленный благодаря “Интуристу”, прослужил лет 10 – такой он оказался прочный. Сейчас можно выбирать из тысяч, но большинство из них быстро рассыпается. Практически все телевизоры одного размера и с похожим набором характеристик стоят примерно одинаково. Да и показывают они один и тот же мусор. Много ли мы потеряем, если потребительского выбора будет меньше?

Конечно, это еретическая мысль. Свободная конкуренция между производителями – лучший механизм повышения эффективности и стандартов качества. Без конкуренции мы мигом вернемся во времена центрального планирования. И все-таки свобода потребления может оказаться слишком дорогой, а политическая свобода бесценна.