Невыездной премьер


Вчера утром Фрадков должен был встретиться с украинским коллегой Юрием Ехануровым, но за 11 часов до переговоров российское правительство официально заявило о переносе встречи. Чиновники объяснили это необходимостью “завершения согласования вопроса о поставках газа на Украину и транзита по ее территории в 2006 г.”. 14 ноября министр топлива и энергетики Виктор Христенко безуспешно пытался убедить украинского визави Ивана Плачкова перейти с 1 января на денежные расчеты. “А [председатель “Нафтогаза Украины” Алексей] Ивченко, по нашим данным, требовал не идти ни на какие уступки”Газпрому” и отбирать транзитный газ, если контракт не будет подписан”, – объяснил чиновник Белого дома причину срыва визита. Украинский чиновник поясняет, что по украинским законам сырье, ввезенное без контракта, считается контрабандой.

Соглашение 2003 г. предусматривает увязку цен поставки газа на Украину с мировыми, но в действительности цены никогда не пересматривались. А президент Виктор Ющенко еще в 2000 г. говорил о необходимости монетизировать торговлю, рассчитываясь за поставки и транзит исключительно валютой, напоминает российский чиновник. Поэтому в начале года Москва предложила Украине закупать газ по среднеевропейской цене в $160. Но Украина попросила отложить монетизацию до 2007 г., сохранив нынешние условия в 2006 г. “Бюджет дотирует поставки газа населению, который покупает его по $32–35, а промышленные потребители уже платят по $80”, – поясняет ситуацию эксперт украинского Института экономических исследований и политических консультаций Иван Полтавец. По его мнению, поднимать цены накануне парламентских выборов для властей слишком опасно. Если они будут выше $100, для металлургии это смертельно, добавляет зампред комитета Верховной рады Вадим Гуров. Он сомневается, что Россия и Украина до конца года найдут компромисс, и опасается перерастания газового спора в политический конфликт. А аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов допускает, что острая фаза противостояния может закончиться кратковременным перекрытием поставок на Украину.

Глава “Нафтогаза” Ивченко говорит, что на баснословные цены и потери бюджета “не пойдет”. По его прикидкам, предел уступок – $80 при повышении транзита до $1,75. Ивченко исключает несанкционированный отбор из трубы и утверждает, что при отсутствии новой договоренности с “Газпромом” автоматически продлеваются условия соглашений о поставках и транзите на 2003–2012 гг. Россия не может в одностороннем порядке разрывать контракт и межправительственное соглашение, настаивает советник президента Ющенко Иван Дияк. Он напоминает, что в десятилетнем соглашении Россия обязалась не повышать до 2009 г. цену для бартерных расчетов сверх $50. Да и привязывать цену к среднеевропейской “несправедливо”, считает Дияк. А Полтавец полагает, что при навязываемых ценах Украине выгоднее станет закрыть российские объемы туркменским газом или закупкой у “Рургаза”.

Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов говорит, что бюджетные проблемы Украины для монополии не аргумент. Он отрицает, что в долгосрочном соглашении указаны обязательства “Газпрома” по цене поставок и транзита, – это фиксируется в ежегодном межправительственном протоколе. “Нет контракта – нет поставок”, – говорит Куприянов. Россия решает сейчас фронтальную задачу – перейти к рыночным ценам при поставках в страны бывшего СССР, подчеркивает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. В случае с Украиной, однако, обычного годового соглашения окажется мало и встанет вопрос об этапах и сроках повышения цен, замечает он. Транзит туркменского газа на Украину – сильный рычаг в руках России, считает Нестеров, но потери “Газпрома” от срыва поставок в Европу будут куда больше. В Белом доме не хотят доводить дело до крайности. Чиновник правительства надеется, что до конца года все документы будут согласованы.