Судью на мыло


Как стало известно “Ведомостям”, высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС) досрочно прекратила полномочия судьи Арбитражного суда Чеченской республики Арби Сатуева за “незаконное применение обеспечительных мер”. В июне этого года Сатуев вынес решение по иску к ОАО “Новатэк”, наложив арест на 66% акций нефтедобывающего предприятия “Геойлбент”. Борьба за эту компанию стала одной из самых громких корпоративных войн года, и самую активную роль в ней сыграли судьи.

Уже на следующий день после объявления “Лукойла” о покупке 66% акций “Геойлбента” за 5,1 млрд руб. Андроповский районный суд по иску физлиц ввел обеспечительные меры, запретив “Новатэку” продавать этот актив, антимонопольной службе – одобрять сделку, а “Транснефти” – транспортировать нефть “Новатэка” и “Геойлбента”. Через несколько дней вышестоящая судебная инстанция отменила эти меры, но история повторилась: сначала в Старопромысловском райсуде Грозного, а затем – в Арбитражном суде Чеченской республики. За этими исками стоял офшор Broadwood Trading & Investments, владевший 34% акций “Геойлбента”. Решения судов возмутили президента “Лукойла” Вагита Алекперова. “Нельзя из Грозного запрещать прокачку нефти в Тюменской области! – негодовал он в беседе с “Ведомостями”. – Полагаю, это яркий пример несовершенства судебной системы”. Алекперов признался, что проинформировал о проблеме президента страны Владимира Путина, генпрокурора Владимира Устинова, председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева и директора ФСБ Николая Патрушева.

Представление в ВККС о привлечении чеченского судьи Арби Сатуева к дисциплинарной ответственности подал председатель Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа Юрий Романец. Как следует из документа, принятые обеспечительные меры не относились к предмету спора, зато из-за сокращения добычи нефти ООО “Геойлбент” не досчиталось $35,2 млн, а бюджеты разных уровней – $21,02 млн. А запрет на транспортировку нефти создал “реальную угрозу экологической безопасности Ямало-Ненецкого АО”.

“Высший арбитражный суд удовлетворен решением ВККС по этому сложному и крайне неприятному делу”, – сообщила “Ведомостям” руководитель пресс-службы ВАС Анна Ковалева. Именно председатель ВАС Антон Иванов поручил руководителю Арбитражного суда Северо-Кавказского округа внести в ВККС представление о привлечении судьи Сатуева к дисциплинарной ответственности, говорит она. “Руководство суда намерено и в дальнейшем оперативно реагировать на обращения по поводу работы арбитражных судей”, – заверила Ковалева.

По официальной статистике ВККС, в прошлом году к дисциплинарной ответственности привлекались 323 судьи, при этом досрочно прекращены полномочия 67 судей общей юрисдикции и шести арбитражных (всего в стране работает около 36 000 судей). Выделить случаи, когда судья явно занимал сторону кого-то из участников хозяйственного спора, в коллегии не могут. Но некоторые из них известны. В начале года был лишен полномочий судья Арбитражного суда Ростовской области Сергей Клепачев, вынесший решение об аресте акций Михайловского ГОКа вскоре после их продажи. В этом случае наказания судьи добились сами пострадавшие – новые владельцы акций. Месяц назад был уволен мировой судья, наложивший арест на акции ЗАО “СМАРТС” – таков был эффект открытого письма СМАРТС председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. Тем не менее заместитель гендиректора компании Андрей Гирев говорит, что “система вообще не работает”. Ведь, как только арест с акций был снят в Самаре, его наложил арбитражный суд в Санкт-Петербурге, и теперь СМАРТС апеллирует к председателю ВАС Антону Иванову.

“Показательные увольнения судей являются достаточно эффективной мерой, – считает партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. – За последние два года благодаря жесткому отношению к неправомерным решениям их количество снизилось на порядок. А рейдеры все чаще используют поддельные решения судов”.