В космос на “Союзах”


В 2000 г. конгресс США одобрил акт о нераспространении в Иран ядерных и ракетных технологий. По этому закону американское правительство не могло платить России за доставку своих астронавтов и грузов на Международную космическую станцию (МКС). Ограничение, введенное из-за подозрений относительно сотрудничества Москвы и Тегерана, ничем не грозило США, поскольку в те времена американские шаттлы исправно летали на МКС. Однако в 2003 г. полеты челноков были приостановлены после катастрофы Columbia. С тех пор деятельность МКС поддерживалась рейсами российских пилотируемых космических кораблей “Союз” и грузовых – “Прогресс”. Запуск челноков возобновился в июле 2005 г., когда в космос отправился Discovery. Тот полет едва не закончился новой катастрофой, и эксплуатация шаттлов снова была остановлена. “По международному соглашению о создании МКС Россия брала на себя обязательство доставить на станцию шесть экипажей”, – напоминает член-корреспондент Академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. Эта возможность теперь тоже исчерпана, шестой полет состоялся в октябре этого года.

Угроза остаться без пилотируемой космонавтики заставила американцев пересмотреть санкции в отношении России. Во вторник Буш подписал поправки к закону о нераспространении, снимающие ограничения для “любых протоколов, соглашений, меморандумов о взаимопонимании или контрактов”, которые могут быть подписаны NASA и его российскими партнерами до 1 января 2012 г.

Сейчас работа по устранению технических недочетов, вызвавших гибель Columbia, продолжается, и следующий полет американского шаттла состоится не ранее мая 2006 г. “Обычно “Союзы” доставляют экспедиции на МКС дважды в году, – говорит сотрудник пресс-службы NASA Дебора Ран, – сейчас наше агентство ведет переговоры с российской стороной об условиях дальнейшего предоставления услуг по ротации и спасению астронавтов на МКС [при помощи “Союзов”]”. Она отказалась сообщить какие-либо подробности готовящихся соглашений.

Генеральный конструктор РКК “Энергия” Николай Севастьянов заявил две недели назад, что, если полеты челноков не возобновятся, американцы могут ежегодно оплачивать полеты одного-двух “Союзов” и стольких же “Прогрессов”. А руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов оценил стоимость одного “Союза” с носителем в случае продажи NASA в $65 млн. “Сейчас можно гарантировать, что американцы оплатят запуск своего астронавта на “Союзе” в апреле 2006 г.”, – уверен Железняков. А по мнению редактора журнала “Новости космонавтики” Игоря Лисова, “Союзы” могут остаться единственным средством полетов на МКС на годы вперед: в США “сейчас как раз решается вопрос, сколько еще будет полетов шаттлов” и “нужны ли шаттлы вообще”.