Зачем покупать “Автоваз”


После отставки председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова поползли слухи, что контрольный пакет акций “АвтоВАЗа” может сменить собственника. 22 ноября стало ясно, что завод окажется под контролем государства. Совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил кандидатов в свой новый состав для избрания на внеочередном собрании акционеров 22 декабря. В нем половину мест заняли представители госструктур: три представителя Внешторгбанка (Василий Титов, Валерий Лукьяненко, Андрей Пучков), два – “Рособоронэкспорта” (замгендиректора Владимир Артяков и руководитель департамента Игорь Есиповский) и руководитель Роспрома Борис Алешин. Компанию им составили вице-президент по маркетингу и сбыту “АвтоВАЗа” Владимир Кучай, вице-президент AVVA по стратегии Дмитрий Разоренов, председатель производственного совета “АвтоВАЗа” Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин, президент AG Capital Альберт Гавриков и гендиректор ООО “Кате” Максим Нагайцев.

Губернатор Самарской области Константин Титов вчера назвал и нового собственника “АвтоВАЗа”. “Мы понимаем, что фактически, но еще не юридически “Рособоронэкспорт” сейчас контролирует 51%, ну или контрольный пакет”, – цитирует заявление губернатора агентство “Интерфакс”. Сам Титов в беседе с “Ведомостями” сообщил, что не знает, была ли такая сделка. Но предприниматель, работающий с “АвтоВАЗом”, также считает, что “Рособоронэкспорт” выкупит акции “АвтоВАЗа” на деньги ВТБ. В “АвтоВАЗе” и ВТБ от комментариев отказались. С “Рособоронэкспортом” связаться не удалось, а в понедельник представитель этого ФГУПа заявил ”Ведомостям”, что госкомпания не владеет акциями “АвтоВАЗа”.

Источники, близкие к “АвтоВАЗу”, утверждают, что “Рособоронэкспорт” или другие госструктуры не будут тратить деньги на выкуп пакета, так как в этом нет смысла. “Контроль над акциями нужен для того, чтобы провести своих членов в совет директоров, а государство это уже фактически сделало”, – отмечает он. “Зачем тратить $500 млн на то, что и так уже твое?” – соглашается другой источник, знакомый с ситуацией в автоконцерне. “АвтоВАЗ” через свои же “дочки” фактически владеет сам собой, и доход от сделки получил бы сам завод. Около 64% акций завода принадлежит AVVA (38%), ЗАО “Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации” (ЦО “АФК”, 24%) и ЗАО “ИФК” (2%). При этом в AVVA “АвтоВАЗу” принадлежит 86% акций, а AVVA вместе с “АвтоВАЗом” владеют 60% акций ЦО “АФК”. Елена Сахнова из ОФГ полагает, что сделка по выкупу государством доли в “АвтоВАЗе” имела бы смысл только ради того, чтобы закачать в компанию бюджетные деньги, например из инвестиционного фонда.

Но еще один источник, близкий к менеджменту, утверждает, что сделок с акциями “АвтоВАЗа” в ближайшие год-два не будет из-за низкой капитализации завода. Инвесторы никак не определятся, как относиться к приходу государства на “АвтоВАЗ”. В понедельник на ММВБ капитализация “АвтоВАЗа” упала на 7% до $868,7 млн, во вторник компания подешевела еще на 4,35% . Вчера акции “АвтоВАЗа” начали расти и компания подорожала на 3,41% до $859,3 млн. “Акции растут за счет тех, кто видит пользу от прихода государства на завод по аналогии с другими крупными госкомпаниями”, – отмечает Александр Лобанов из “Проспекта”.

Зато после смены совета директоров “АвтоВАЗу” предстоит пережить смену менеджмента. Нынешний гендиректор “АвтоВАЗа” Виталий Вильчик должен уйти со своего поста: в положении о гендиректоре компании утверждается, что он назначается советом директоров общества из числа его членов. А Вильчик после 22 декабря из совета выйдет. Один источник, близкий к менеджменту “АвтоВАЗа”, считает Кучая самой приемлемой и “компромиссной” фигурой на пост нового директора, другой ставит на Артякова.