Активы ЮКОСа разблокированы


Зарубежные активы ЮКОСа были арестованы судом Амстердама в октябре в обеспечение иска Group Menatep и синдиката западных банков во главе с Societe Generale. Два года назад они кредитовали ЮКОС и теперь через голландский суд потребовали выплатить долги в размере более $1 млрд. А спустя несколько недель в тот же самый суд обратилась бывшая “дочка” ЮКОСа – “Юганскнефтегаз”, через которую “Роснефть” пытается взыскать с ЮКОСа в российских судах более $11 млрд. “Юганск” потребовал ареста акций Yukos International UK B.V., а также активов, которыми она владеет. В начале ноября суд удовлетворил ходатайство “Юганска”.

Но вчера ЮКОС сообщил, что окружной суд Амстердама отказался заморозить активы ЮКОСа. “Юганскнефтегаз” не сумел доказать, что текущий процесс их продаж наносит ущерб интересам кредиторов компании. Кроме того, суд принял положительное решение по встречному иску ЮКОСа – разрешить продажу акций его дочерних предприятий, находящихся за пределами Нидерландов. По словам адвоката ЮКОСа Роберта ван Галена, которые приводятся в пресс-релизе, “это важная победа, которая позволяет ЮКОСу продолжить продажу его нероссийских активов для расчета с кредиторами”. Клэр Дэвидсон, представляющая интересы ЮКОСа, сказала “Ведомостям”, что решение суда вступает в силу немедленно, но у “Роснефти” есть 30 дней, чтобы подать апелляцию.

Представитель “Роснефти” дать комментарии отказался. Воздержалась от комментариев и представитель банка Sosiete Generale Стефани Гарсонпаркер. Но источник, знакомый с ходом процесса, сказал “Ведомостям”, что банки и Group Menatep слишком поздно зарегистрировались для участия в слушании, поэтому они были удалены из общего иска. Теперь, по словам собеседника “Ведомостей”, 15 декабря суд должен назначить экспертов по их иску и до этого момента ЮКОС сохраняет полный контроль над своими зарубежными активами.

Теперь ничто не мешает завершению тендера по Мazeikiu nafta, который уже идет полным ходом. Прием заявок от покупателей завершился две недели назад. Среди претендентов оказались ТНК-ВР, “Базэл”, СП “Лукойла” и ConocoPhillips, нефтетрейдер Vitol, польский НПЗ PKN Orlen, австрийская Baltic Holding, а также “Казмунайгаз”. Последний предложил наибольшую цену, превышающую $1 млрд, но может остаться ни с чем, поскольку “Транснефть” не гарантирует ему прокачку нефти до Литвы. Само же правительство отдает предпочтение ТНК-BP. В октябре кабинет министров решил, что в первую очередь необходимо начать переговоры именно с этой компанией, и в среду состоялся их первый раунд.