НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Зерно к зерну


Пафос книги, о которой пойдет речь, впечатляюще прост и бесспорен. Русская водка, духовитая и ароматная, существует для закусок – и наоборот. И употреблять ее, как это делает большинство нашего народа, под “запивку” – варварство.

Парадокс, но в самой водочной стране большинство людей так и не научилось правильно пить водку. И подспудная цель альбома-путеводителя – исправить этот глубочайший порок. В книге имеется весь набор “жанровых аксессуаров”. То есть исторические, технологические и гастрономические разделы. Открывает альбом географический очерк “По великому алкогольному пути”. Из него следует, что карта водочного мира состоит из областей, которым свойственна разная степень алкогольной интенсивности. С чувством глубокого удовлетворения читаем про слаборазвитую Францию, Бельгию, Великобританию. Замечаем, что градус повышается при приближении к Восточной Европе, в которой по водке лидирует Польша. И то, как потом водочная ось перемещается к северу. Швеция, Финляндия, Норвегия – всё это маленькие страны с очень большими водочными запросами. Но настоящий водочный монстр лежит, как вы понимаете, восточнее. И это, конечно же, Россия.

Настоящая водка делается из зернового спирта. Поэтому ее изготовление ограничивается районами наилучшего вызревания пшеницы и ржи. То есть средними и высокими широтами Северного полушария. Россия, таким образом, занимает львиную долю водочной территории. К чему это обязывает – смотри следующий раздел книги.

После географического очерка начинается самая занимательная часть – историческая: когда, как и в каких количествах на Руси гнали и пили водку. От чарок Петра Первого до граненого стакана скульптора Мухиной. От первого кабака на Балчуге до советских рюмочных.

Какие выводы можно сделать из смутной водочной истории России? Что употребление напитка сводилось к двум типам. Бессмысленного и беспощадного пития низкосортных водок в народе – и употребления с чувством и толком “бутиковых” водок собственного производства в среде дворянства.

В конце XIX века – с увяданием дворянских усадеб и появлением водочных гигантов – ситуация выровнялась. И докатилась до наших времен, когда водки можно снова разделить на два типа. То есть массовый и элитный.

У этого альбома есть подзаголовок: “Путеводитель по водкам класса “Премиум”. В финальной части книги расположена директория, где представлены брэнды этой категории. И хотя в альбоме даны справки по всем водочным заводам и маркам, акцент сделан именно на статусных напитках. В чем можно опять-таки усмотреть просветительскую цель книги. Она заключается в том, что хорошая водка не бывает дешевой и предназначена только для качественного застолья. В котором соединяются три компонента. Технологический (качество водки), психологический (компания) и гастрономический (закуска).

Альбом иллюстрирован фотоработами Михаила Вылегжанина. Это не столько иллюстрации, сколько метафоры, образы. Водочное застолье начинается уже в книге, с этих фоторабот. Где призывно раскинулись соленые огурцы из Луховиц и розовое сало из Винницы, черноголовские грибочки и капуста из заокского района. Все эти гастрономические радости немыслимы без хорошей водки. Собственно, друг для друга они и созданы. Но об этом мы, кажется, уже говорили.