Слишком дешево


Накануне IPO “Роснефть” задумала консолидировать 12 основных “дочек”. Оценку проводили консультанты Deloitte. По их мнению, сейчас “Роснефть” стоит $48 млрд, после консолидации – $58 млрд. Если бы все миноритарии ее “дочек” обменяли свои бумаги, им досталось бы 7,87% “Роснефти”. На основе этой оценки менеджмент “Роснефти” рассчитал коэффициенты обмена. Компания готовилась представить инвесторам условия консолидации, но 9 ноября совет директоров отложил решение. Источник, близкий к совету, объяснял, что документы требовали доработки.

На помощь призван еще один оценщик – компания “2К Аудит – Деловые консультации”, рассказали “Ведомостям” два источника, знакомых с ситуацией. По словам обоих, “2К Аудит” поручено на основе оценки Deloitte рассчитать коэффициенты обмена акций “дочек” “Роснефти” на бумаги материнской компании. Оценщики и “Роснефть” дать комментарии отказались.

Но источник, близкий к госкомпании, объяснил, что главная причина привлечения оценщика – необходимость объяснить заниженную цену “дочек”, предложенную менеджерами “Роснефти”. Консультанты из Deloitte оценили долю миноритариев в $9,25 млрд, или почти в 18% акций. Но “Роснефть” для расчета коэффициентов обмена использовала поправки, с учетом которых стоимость доли миноритариев сократилась до $4,1 млрд, рассказывал “Ведомостям” источник, близкий к компании. Максимальный дисконт – 70% – предлагалось применить к привилегированным акциям “Юганскнфетегаза”, которые принадлежат ЮКОСу. Обыкновенные акции “Юганска”, а также “префы” других “дочек” “Роснефти” были оценены на 20% дешевле.

Чиновники не захотели принимать такое решение без четких обоснований, утверждает источник, близкий к “Роснефти”. Особенно много вопросов вызвал 70%-ный дисконт для акций “Юганска”. “У “Роснефти” слишком много скелетов в шкафу. Поэтому и компания, и чиновники, входящие в совет директоров, хотят как следует подстраховаться”, – поясняет бизнесмен, близкий к организаторам консолидации.

Это будет сделать непросто, прогнозирует аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Он напоминает, что чиновникам уже удавалось сбить цену “Юганска”. Dresdner Kleinwort Wasserstein, оценивавший главный актив ЮКОСа для продажи за налоговые долги, оценил компанию в $18,6–21,1 млрд (или в $15,7–18,3 млрд за вычетом ее обязательств). Инвестбанк предусмотрел пессимистичную оценку компании в $10,4 млрд и дисконт от этой суммы в 15–60% на случай продажи миноритарного пакета. Чиновникам больше всего понравился последний вариант. И 76,8% акций “Юганска” (100% обыкновенных акций) были проданы на аукционе за $8,6 млрд. Но на этот раз задача сложнее: нельзя просто уменьшить стоимость “Юганска”, нужно обосновать, почему “префы” дешевле обыкновенных акций, отмечает Лукашов.

“2К-Аудит” уже помогала. В 2004 г., когда государство думало объединить “Газпром” с “Роснефтью”, эта компания вместе с Morgan Stanley оценили “Роснефть” в $7–8,5 млрд. Полгода спустя, когда сливать госкомпании правительство раздумало и решило провести IPO “Роснефти”, они же оценили “Роснефть” в $20–28 млрд. В Кремле назвали новую оценку справедливой из-за покупки “Роснефтью” “Юганскнефтегаза”.