ВЕКТОР


Банкиры-спамеры

“Кредит на любые цели за один день до 750 000 руб. по ставке 15% годовых без залога и поручительства. Прием заявок круглосуточно по телефону”, – подобные сообщения по электронной почте стали получать пользователи Рунета. По телефону, указанному в спаме, “Ведомостям” ответила сотрудница Пробизнесбанка. Выяснилось, что без поручительства и залога можно одолжить лишь 150 000 руб., а еще придется платить в месяц по 0,8% от суммы кредита за ведение счета. Это детали, на которые стоит обратить внимание антимонопольному ведомству. Впрочем, название Пробизнесбанка в спаме не фигурирует, поэтому обвинить его в недобросовестной рекламе сложно. Но если примеру Пробизнесбанка последуют конкуренты, то предложения получить “почти бесплатный” кредит будут вызывать не меньшее раздражение, чем “суперпредложение по аренде”. И эффект от рекламной активности кредитных продуктов будет обратным.

Расти или умри

Финансовые результаты МТС и “Вымпелкома” показывают, что на приятные сюрпризы внутри страны инвесторам надеяться не стоит. Борьба за абонентов усиливается, операторы “большой тройки” конкурируют за все более бедные слои населения, что неизбежно ведет к уменьшению прибыльности их бизнеса в России. Например, чистая прибыль МТС от российского рынка в III квартале составила $240 млн, снизившись по сравнению с III кварталом прошлого года на 7,7%. Совсем другое дело – страны СНГ: прибыль МТС от работы на Украине выросла на 19%, составив $94 млн. Население остальных стран СНГ сопоставимо с населением России, а уровень проникновения услуг сотовой связи несравнимо ниже – к концу 2005 г. в России этот показатель составит 87% против 34% в прочих странах СНГ. “Страны СНГ для российских сотовых операторов – столь же естественный внешний рынок, как страны Латинской Америки для испанской Telefonica Moviles”, – отмечают аналитики МДМ-банка. Поэтому инвесторы, которых интересуют рост финансовых показателей и, соответственно, рост курса акций, внимательно следят за успехами российских операторов на постсоветском пространстве. И довольно болезненно реагируют на потерю доли рынка “дочки” “Вымпелкома” в Казахстане и ухудшение динамики финансовых показателей украинской МТС по сравнению с ее главным конкурентом – “Киевстаром”.

Есть чего ждать

Volkswagen в 2006 г. начнет инвестировать в Россию – такое оптимистичное заявление вчера сделал глава Минэкономразвития Герман Греф. Для убедительности он рассказал, что в среду у него была встреча с представителями немецкого автоконцерна, на которой они и сообщили ему о принятом решении. Но даже после этой оговорки с трудом верится, что немцы начнут создание в России сборочного производства уже в будущем году. Volkswagen уже несколько лет ведет разговоры о проекте в России, чиновники периодически рапортуют о достигнутых договоренностях, но дело так и не двигается. А в прошлом месяце надежды на скорое появление автомобилей Volkswagen российской сборки практически рухнули. Московская область, где была зарезервирована площадка под завод VW, не выполнила основное условие немецкого концерна – не подала заявку на организацию особой экономической зоны. То ли Греф сам создаст заводу эту зону, то ли уговорил немцев отказаться от этого условия. Но в немецком офисе Volkswagen “Ведомостям” вчера сообщили привычный текст, что окончательное решение об инвестициях в Россию пока не принято. Впрочем, не исключено, что немцы ждут определенности по поводу новых собственников “АвтоВАЗа”. Источники, близкие к заводу, излагают такой сценарий: в будущем году акции завода могут перейти под контроль “Рособоронэкспорта” и после этого будут проданы Volkswagen.