“Юганск” не помог


Вчера “Роснефть” опубликовала отчетность по US GAAP за первое полугодие 2005 г. Выручка “Роснефти” за этот период составила $9,86 млрд, чистая прибыль – $2,44 млрд, прибыль до налогообложения – $3,66 млрд, задолженность по долгосрочным кредитам и займам – $8,02 млрд, краткосрочные обязательства – $3,77 млрд.

В отчете госкомпания заверила инвесторов, что сумма налоговых претензий к “Юганскнефтегазу” ($4,7 млрд) до конца этого года скорее всего будет снижена на $3,03 млрд, а также пообещала до конца года урегулировать обязательства “Юганска” перед банками – кредиторами ЮКОСа более чем на $1 млрд. Представитель ФНС на это предложил дождаться решения суда. А кредиторы воздержались от комментариев.

Выставленные “Юганску” более года назад налоговые претензии на $4,7 млрд позволили “Роснефти” приобрести этот актив по более низкой цене, чем определили независимые оценщики. Тем не менее приобретение лучшего актива ЮКОСа пока не пошло “Роснефти” на пользу, считают эксперты. “Роснефть”, добывшая 35,8 млн т нефти за первые шесть месяцев 2005 г., получила чистые денежные средства от хозяйственной деятельности в размере $1,05 млрд, отмечает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. В то время как “Лукойл”, добывший за этот период 42 млн т нефти, заработал $2,4 млрд чистых денежных средств.

При этом cash flow “Роснефти” согласно отчетности на 30 июня 2005 г. составляет всего $200 млн. Но сотрудник департамента по связям с инвесторами “Роснефти” считает это “достойным результатом”, который удалось получить, невзирая на увеличение оборотного капитала на $996 млн.

“Денежные средства должны работать – вкладываться в перспективные проекты либо возвращаться акционерам, например, в виде дивидендов, – объясняет собеседник “Ведомостей”. – Оптимальный размер денежных средств на счете тот, при котором компания не испытывает проблем с обслуживанием потребности в оборотном капитале”.

Как отмечает Дашевский, в первом полугодии “Роснефть” реализовывала свою продукцию существенно дешевле, чем другие российские компании. Так, ее выручка от продажи нефти и нефтепродуктов за первое полугодие 2005 г. – $9,7 млрд (что в среднем составляет $37 за баррель нефти), а у того же “Лукойла” эта выручка составила $14 млрд (или в среднем $46 за баррель). “Возможно, все дело в том, что у “Лукойла” мощности по переработке составляют 50 млн т, в то время как у “Роснефти” – всего 10 млн т, – полагает Дашевский. – Госкомпания в отличие от “Лукойла” вынуждена продавать большую часть своей продукции как сырую нефть, а не как нефтепродукты, которые стоят гораздо дороже”.

Как следует из отчетности, EBITDA (прибыль до налогов, уплаты процентов и амортизации) “Роснефти” за первое полугодие этого года составила $3,35 млрд (или $12,8 на баррель добычи), а у “Лукойла” $4,4 млрд ($14,5 на баррель добычи). При этом операционный денежный поток на баррель добычи у “Лукойла” – $7,9, а у “Роснефти” – $4 за баррель, подсчитал Дашевский.

Зато “Роснефти” удалось снизить долги. За шесть месяцев, прошедших с начала 2005 г., краткосрочные обязательства госкомпании уменьшились на $892,3 млн, а долгосрочные – на $983,4 млн. Всего долг компании снизился на $1,87 млрд. Однако реально “Роснефти” удалось снизить долг чуть более чем на $500 млн. Как отмечает аналитик Standard & Poor’s Татьяна Кордюкова, в конце 2004 г. “Роснефть” включала $1,3 млрд в свои условные обязательства по обратной покупке “Севморнефтегаза”, так как до конца июня 2005 г. “Газпром” мог потребовать обратного выкупа этого актива. По оценке Standard & Poor’s, общий долг “Роснефти”, включая обязательства по гарантиям и аренде, сейчас составляет $13,9 млрд, что в условиях слабого и развивающегося российского финансового рынка является значительной суммой.