Белый медведь


Интригой съезда, предсказывали журналистам сотрудники аппарата партии, должен был стать доклад председателя “Единой России” Бориса Грызлова. Труд из четырех больших глав Грызлов читал чуть больше часа, более подробно остановившись на критике правительства. Кабинет министров, по словам Грызлова, представил депутатам заниженный прогноз доходов и расходов, в результате чего они за прошлый год были вынуждены дважды пересматривать основные параметры бюджета. “Сохранять прежний подход к доходам бюджета – значит держать экономику на голодном пайке. Деньги должны делать деньги! Эту простую истину хорошо бы не забывать Министерству финансов. Стерилизуя, проще говоря, сжигая деньги, мы <...> лишаем экономическую машину того горючего, благодаря которому она могла бы двигаться быстрее”, – заключил Грызлов.

“Вообще, слово “стерилизация” интересно: если мужчину отстерилизуем, то ожидать от него продолжения рода вряд ли получится, – присоединился к критике Грызлова выступавший мэр Москвы Юрий Лужков. – Стерилизуя деньги, формируя стабфонд и размещая его в зарубежных активах, ничего путного ждать не должны”. Лужков выразил опасение, что хранимые стабфондом за рубежом деньги в долларах обесценятся. “Что тогда будет с нашим стабфондом?” – воскликнул мэр. Выход Лужков видит в идее вкладывать деньги в производство товаров с коротким циклом – например, в строительство жилья.

И тут Лужков плавно перешел к критике однопартийцев. Он заподозрил председателя в недостаточно искренней оценке работы партии: “За период между съездами партия стала более известной, но ее роста не случилось”. По мнению Лужкова, недостаточная критика партией принятого закона № 122 уронила ее авторитет перед избирателями. “Если бы мы сразу прислушались к оценкам с мест... Дума дремлет”, – диагностировал московский мэр. Другим поводом для критики Лужкова стал пакет законов по разграничению полномочий между регионами и федеральным центром. Он назвал его “советским”, характерным для “унитарного государства с элементами федеративного устройства”. “Живем лучше, работаем хорошо, но дальше так работать нельзя!” – жестко резюмировал Лужков.

Еще одним поводом для критики Грызлова стал его повторный призыв прекратить начатую полгода назад внутрипартийную дискуссию: “Наш принцип – непротиворечивость задач эффективного рынка и социального развития. Он особенно важен сейчас, когда появились желающие пристроить к партии платформу. Тем, кто слишком увлекся этим, напомним, что поезд может уйти, а платформа останется”. Тезисы Грызлова зал встретил аплодисментами. А вот Лужкову такой подход не понравился. “В любой партии, которая хочет развиваться, обсуждение проблем – нормальный процесс. Если его нет, партия не имеет перспектив”, – комментировал в кулуарах пассажи Грызлова столичный мэр. Выступавшие с “правой платформой” депутаты Госдумы Андрей Макаров и Александр Лебедев на съезд не приехали, а присутствовавший Владимир Плигин слова не получил.

Но эксперты считают, что противоречия между “левыми” и “правыми”, а также между Москвой и центральным руководством – отнюдь не главные проблемы партии. Ее позиции больше зависят от экономической конъюнктуры. “Залог успешного выступления “единороссов” в 2007 г. – благоприятная конъюнктура цен на нефть, – уверен Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Смена программы не принесет дивидендов, ведь в 2003 г. их программа состояла из одного слова “президент”.