LSE спросит больше


Более благодатную конъюнктуру, чем сейчас, для LSE трудно себе представить. В секторе слияний и поглощений сделок не меньше, чем во время бума доткомов 2000 г., фондовый рынок на подъеме, у инвесторов нет отбоя от предложений купить акции при IPO. Из-за громадного спроса на сырье особенно активны компании с развивающихся рынков, которым нужен доступ к западным деньгам. Сейчас на LSE торгуются акции более 330 иностранных компаний, большинство из которых – компании Китая, Казахстана, Украины и России. В будущем их станет еще больше. Например, на прошлой неделе о планах вывести на LSE акции сообщил Новолипецкий металлургический комбинат.

Альтернативы LSE для иностранных компаний практически нет: Нью-Йоркская фондовая биржа после скандалов, связанных с банкротством Enron и WorldCom, ужесточила требования к раскрытию информации, из-за этого выросли и цены на проведение листинга.

Но по мере того как число иностранных компаний на LSE растет, британские инвесторы стали говорить о том, что для них должны действовать те же стандарты при проведении IPO, что и для британских компаний. Недавно этого потребовали несколько крупных британских инвесторов, в том числе Ассоциация британских страховщиков и две УК – Morley Fund Management и F&C Asset Management. “Чтобы Лондон смог сохранить статус рынка капитала мирового класса, для [иностранных] компаний необходимо ввести те же стандарты, что и для наших”, – считает бывший инвестиционный директор F&C Тони Броккардо.

Как сообщил “Ведомостям” представитель LSE, правила по раскрытию информации для британских и иностранных компаний общие. Единственное отличие состоит в том, что англичане должны предоставлять отдельную информацию по корпоративному управлению. От иностранцев это не требуется, но многие раскрывают подобные сведения добровольно, отмечает представитель биржи.

По его словам, сейчас на бирже создано две комиссии. Одна работает над дополнительными требованиями по раскрытию информации компаниями нефтегазового сектора, вторая – компаниями минерального сектора. “Этот сегмент очень быстро растет, а оценивать компании сложно из-за меняющихся цен, а также новых месторождений”, – поясняют на бирже. Однако какими будут новые стандарты, там считают говорить преждевременным – работать над ними LSE собирается несколько месяцев.

На самой LSE и так есть стандарты по аудиту запасов, а вот на альтернативной площадке (Aim) этого нет, отмечает руководитель блока корпоративных финансов МДМ-банка Александр Андреев. Вполне возможно, что этой информации недостает, но ведь за счет упрощенного раскрытия Aim как раз стремилась привлечь эмитентов, отмечает зампред правления Внешторгбанка Алексей Акиньшин.

Российские эксперты уверены, что принципиально ситуация не изменится. Несмотря на более высокие издержки в Америке, главным препятствием для выхода на NYSE остается акт Сарбейнса – Оксли, отмечает Андреев. Поэтому конкуренция скорее усилится между основной и альтернативной площадками лондонской биржи, считает он. Более высокие стандарты способны отсечь часть желающих привлечь ресурсы. Если российским компаниям станет тяжелее размещаться за рубежом, то можно ожидать больших оборотов на внутреннем рынке. .

По мнению Акиньшина, крупным эмитентам опасаться не стоит вовсе. Опыт работы Внешторгбанка с долговыми инструментами свидетельствует, что, несмотря на высокие требования иностранных регуляторов и организаторов торгов, интерес к вложениям в российские активы высок, рассуждает зампред правления ВТБ.

Эксперты полагают, что LSE не будет стремиться к жесткости в раскрытии информации. Суть хорошего регулирования в том, чтобы оно было “соразмерным и не препятствовало нововведениям; активность в области слияний и поглощений в Великобритании высока благодаря тому, что рынки более открыты и эффективны”, говорит зампредседателя комиссии Управления финансовых услуг (FSA) Джонатан Блумер. (Использованы материалы FT.)