ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: Оранжевая слепота


Уже больше недели в обществе бурно обсуждается принятый Госдумой в первом чтении законопроект с бесхитростным называнием “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”. Законопроект радикальным образом меняет отношения государства и гражданских организаций. Главное изменение – резкое ужесточение госконтроля над неправительственными некоммерческими организациями (НПО).

В частности, это ограничение права создавать общественные объединения без статуса юридического лица, жесткий контроль за деятельностью зарегистрированных российских НПО, запрет иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, участвовать в деятельности российских НПО и практически полный запрет на деятельность в стране иностранных НПО.

Интересно, что буквально за четыре дня до внесения законопроекта президент торжественно открыл в Кремле Год благотворительности, объявленный с 1 января 2006 г. Тогда же вступит в силу и новый закон (если будет принят) и начнется председательство России в “большой восьмерке”. Предлагаемые изменения в российском законодательстве об НПО самым невыгодным образом контрастируют с правовыми нормами всех стран G8, зато сближают нас с нормами Узбекистана, Туркменистана и Белоруссии.

Перерегистрация

Законопроект фактически создает новую редакцию федеральных законов “Об общественных объединениях” и “О некоммерческих организациях”, принятых в середине 90-х. Во-первых, неформальные объединения без статуса юридического лица обязаны будут уведомлять о своем создании органы регистрации. Порядок процедуры предстоит устанавливать самому правительству РФ. Нет уведомления – значит, и деятельность объединения могут запретить.

Один из авторов законопроекта заявил, что “государство должно знать, чем занимаются его граждане”. Правда, непонятно, как законодатели представляют себе это на практике. Будем выслеживать в парках толкиенистов? Или стучаться в квартиры, где собираются коллекционеры марок, и требовать разойтись?

Во-вторых, законопроект предусматривает неоправданное ужесточение контроля за деятельностью всех зарегистрированных российских НПО (их в стране более 400 000). У Росрегистрации появятся полномочия по контролю за содержанием работы и расходованием собственных средств НПО. “Регистраторы” в любое время смогут запрашивать любые финансово-хозяйственные и распорядительные документы организаций, посещать их мероприятия.

Авторы инициативы слова “перерегистрация” лукаво не употребляют, но уставы всех российских НПО необходимо будет переоформить и зарегистрировать в органах юстиции в течение года. “Выявить” все незарегистрированные объединения предстоит и вовсе за полгода. Экстренная перерегистрация неизбежно парализует работу общественного сектора, но госбюджету она тоже обойдется недешево. Но о масштабах затрат авторы законопроекта умалчивают.

Экстремизм и терроризм

По сути, речь идет о замене существующего заявительного порядка регистрации некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, фондов, ассоциаций, союзов и прочих НПО на разрешительный. В этом убеждает весьма расплывчатый и расширенный перечень причин, по которым в регистрации может быть отказано.

Законодатели не дают четкого разъяснения таким формулировкам, как “действия учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности”, “учредитель способствует легализации денежных средств, полученных незаконным путем” и “нарушение законодательства РФ”. Такие расширенные критерии явно выходят за рамки определенных Конституцией РФ причин, по которым деятельность общественных организаций может быть признана незаконной.

В законопроекте предусмотрена антиконституционная новация – принимать решение об отказе в регистрации полномочен... чиновник Росрегистрации на основании своего собственного суждения, а не судебного решения.

Наделяя органы госрегистрации несвойственными им аудиторскими полномочиями, законопроект не отменяет контроля со стороны органов налогового надзора, прокуратуры и безопасности, дублируя их функции. Все упомянутые факторы создают благодатную почву для избирательного правоприменения и коррупции.

Иностранные НПО

И, наконец, о том, что вызвало бурную реакцию и в России, и за рубежом. Возможно, нашу страну уже через месяц придется покинуть “Гринпису”, “Международной амнистии”, “Врачам без границ”, Фонду дикой природы, СПИД-фонду “Восток – Запад” и многим другим структурам, помогающим России решать ее социальные проблемы.

Для иностранных организаций в законопроекте предусмотрены особенно жесткие ограничения. Деятельность представительств и филиалов иностранных НПО предлагается попросту запретить. Свои структурные подразделения они смогут создавать только в виде общественной организации (т. е. основанной на членстве), регистрируемой как российское юрлицо. Для подавляющего большинства зарубежных организаций это просто невозможно по правовым причинам.

Иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих в РФ, российские законодатели хотят лишить права быть учредителями, членами и участниками общественных объединений и других некоммерческих организаций. Так что нужно будет выгнать всех иностранных членов Академии наук и всех учредителей и членов правлений экспертных институтов и благотворительных фондов.

Видимо, при разработке текста проекта никто не вспомнил о том, что Конституция РФ гарантирует каждому (а не только гражданам страны) право на объединение (ст. 30) и что иностранные граждане обладают на территории РФ такими же правами, что и россияне (ст. 62).

Резонанс

Законопроект вызвал серьезный резонанс в обществе. 10 ноября около 1500 представителей российских НПО выступили с открытым заявлением. Резко негативное отношение к законопроекту высказали и два государственных правозащитника.

Председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова сравнила законопроект в его нынешнем виде с удавкой. По ее данным, для претворения законопроекта в жизнь Минюсту потребуется 900 новых штатных сотрудников.

Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ, уверен, что в случае принятия законопроекта он неминуемо будет оспорен в Конституционном суде; 21 ноября российский омбудсмен обратился с письмом к спикеру Госдумы Борису Грызлову с предложением отложить рассмотрение законопроекта до его широкого общественного обсуждения. С просьбой об отсрочке к г-ну Грызлову обратился и 21 человек из еще не укомплектованной Общественной палаты РФ. С их точки зрения, экспертиза столь важного законопроекта – непосредственное дело палаты. Однако этот орган начнет действовать также с января 2006 г., не исключено, что параллельно с новым законом.

Оранжевая паранойя

Почему такая срочность? По-видимому, главную причину объяснил президент во время встреч с Эллой Памфиловой и Борисом Грызловым на прошлой неделе. Глава государства в очередной раз заявил о “недопустимости иностранного финансирования политической деятельности” НПО.

Вслед за независимыми аналитиками немало граждан склонны считать, что значительная часть политической элиты России поражена “оранжевой паранойей” и видит в гражданских институтах либо “приводные ремни государства”, либо “врагов”.

Наметив “прополку” гражданского общества на 2006 г., власти планируют оградить себя от неприятностей и цветных революций в 2007-м и 2008-м. Ущерб, который будет нанесен общественным интересам, экономическому развитию страны и ее международной репутации, несоизмерим с гарантиями против мифических революционных угроз. Которые, кстати, не имеют отношения к реальной жизни отечественных НПО и их зарубежных партнеров, пытающихся решать вполне земные и прежде всего социальные проблемы людей, живущих в России.