В пользу Фрадкова

Фрадков не зря просил у президента еще заместителей – с их помощью он начнет по-настоящему руководить правительством/ Д. Гришкин

В максимальном выигрыше остался председатель правительства. Он оптимизировал управление и оставил за собой семь важнейших координационных органов правительства, включая советы по иностранным инвестициям и конкурентоспособности и пять комиссий, в том числе антитеррористическую, по бюджетным проектировкам и по военно-промышленным вопросам. Борьба за последнюю целую неделю сдерживала подписание документов. Как рассказывает чиновник администрации президента, Владимир Путин, посоветовавшись с чиновниками, в том числе руководителем Агентства по промышленности Борисом Алешиным, решил, что сконцентрированные в одних руках гособоронзаказ, надзор за ним, а также предприятия оборонки – исполнители заказа породят предельно коррупционную машину. Поэтому комиссия и осталась за Фрадковым. Директор московского представительства Международного центра оборонной информации Иван Сафранчук говорит, что и прежде Иванов контролировал спецстрой, железнодорожные войска, военные вопросы Росатома и службу по оборонзаказу, но особой эффективности не замечалось. “Из года в год бюджет Минобороны растет, а физически объем закупок почти не увеличивается. Китай за те же $5 млрд умудряется закупать у нас больше, чем мы у своих”, – резюмирует Сафранчук.

“Самым трудным было установить баланс полномочий между заместителями премьера”, – вспоминает чиновник правительства. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев взял на себя реализацию национальных проектов, обеспечение единства экономического пространства, госполитику в сфере природопользования, развития массовых коммуникаций, взаимодействия с судьями и прокуратурой. За вице-премьером Александром Жуковым остались законопроектная деятельность, экономическое развитие, демографическая политика, естественные монополии и проч. – всего 12 функций. Оборонный вице-премьер Сергей Иванов в ответе за военно-техническую политику, эффективное использование средств бюджета для обеспечения обороны и безопасности, госпрограмму вооружений и оборонзаказ, развитие ОПК и экспортный контроль при производстве вооружений и военной техники. За руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным закреплены административная реформа, госслужба, госполитика в области промышленности, связи, науки и инноваций, экологический и атомный надзор, управление федеральной собственностью, гражданская оборона, международная политика.

Вчера же Фрадков утвердил перечень 26 правительственных советов и комиссий и их председателей.

Реализован функциональный принцип управления, поясняет чиновник правительства: “Каждый вице-премьер по своему кругу полномочий будет координировать любое министерство и давать поручения министрам”. Схема с единственным вице-премьером оказалась нежизнеспособной, признается чиновник. Жуков в одиночку не успевал урегулировать разногласия министерств, аппарат же был не вправе проводить согласительные процедуры, и возникал затор документооборота. Для его расшивки Нарышкин и наделен правом осуществлять межведомственные согласования. Он же будет контролировать проводимую министерствами политику, а по указанию премьера – и давать поручения министрам.

Такая схема – фактически с четырьмя вице-премьерами и властным аппаратом – ограничит роль министров, которые по замыслу административной реформы должны были превратиться в политических назначенцев. Зато уже через год с вице-премьера, отвечающего не за ряд министерств, а за конкретные проекты, можно спросить результат. “Ты менеджер, имеешь полномочия и деньги – докажи свою состоятельность”, – формулирует цель чиновник.

При отсутствии реформ в экономике непринципиально, какая конструкция на верхних этажах власти, считает бывший вице-премьер Олег Сысуев. Ему вторит проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: “Административную реформу подменили рисованием квадратиков, а надо было менять способ управления экономикой и, в частности, писать типовые регламенты для правительства и федеральных органов”. Один из федеральных чиновников, причастный к первому варианту административной реформы 2004 г. Дмитрия Козака, сомневается, что “верхушечные изменения” исправят “наслоение последних полутора лет”. В модели Козака, вспоминает он, было три вице-премьера, 15 министерств и 46 служб и агентств, а сейчас федеральных органов уже свыше 80.