“Альфа” все просчитала


Но старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский сомневается, что “Альфа” решила делать деньги на вложениях в сотовую связь Турции. По его мнению, покупка 13,22% акций Turkcell для “Альфы” – не финансовая сделка, а стратегическая. “TeliaSonera давно хотела получить контроль в Turkcell, а теперь, чтобы осуществить эти планы, ей скорее всего придется договариваться с “Альфой”, – объясняет он. Один из способов договориться – отдать “Альфе” пакет в российском “Мегафоне” (35,6%), продолжает Чернышев. Сейчас миноритарный акционер “Мегафона” – фонд IPOC оспаривает права “Альфы” на 25,1% акций оператора. Выкупив же долю TeliaSonera, “Альфа” окончательно закрепится в “Мегафоне”.

Представитель TeliaSonera Майкл Конгстад не стал обсуждать возможность подобного обмена. Но “Альфа” может позволить себе вложить $3,3 млрд в сделку, даже не будучи уверена в успехе переговоров с TeliaSonera, считают эксперты. Как ранее посчитали аналитики МДМ-банка, продажа доли в ТНК британской BP и дивидендные поступления принесли группе около $6 млрд. Поэтому “Альфе” не будет сложно найти средства, если, например, она решит участвовать в приватизации “Связьинвеста”, говорит Постоловский (стоимость 75% минус 1 акция этого холдинга аналитики оценивают в $2,5–3 млрд). “С точки зрения денег у “Альфы” проблем не должно быть – в крайнем случае она может занять через Альфа-банк”, – добавляет ведущий аналитик “Ренессанс Капитала” Александр Казбеги. “Связьинвест” нам интересен, но окончательного решения по поводу участия в конкурсе мы пока не приняли”, – говорит Кирилл Бабаев.

На днях “Альфа Телеком” объявила, что приобрела 49% акций компании Cukurova Telecom Holdings (CTH), став в результате косвенным владельцем 13,22% акций Turkcell. Эта покупка обошлась “Альфе” в $1,59 млрд. Еще $1,7 млрд “Альфа” предоставила взаймы продавцу – турецкой Cukurova Group.

Эксперты сомневались, что “Альфа” ограничится миноритарным пакетом. Группе достаточно увеличить свою долю в CTH всего на 1% с небольшим – и она получит контроль в Turkcell. Дело в том, что CTH контролирует компанию Turkcell Holding (TH), а та – Turkcell. В “Альфе” признавались, что могут забрать Turkcell, если Cukurova не вернет заем. Но теперь планы поменялись. “Контролировать активы мы не стремимся, – утверждает вице-президент по внешним связям “Альфа Телекома” Кирилл Бабаев. – Мы – финансовый инвестор, и нас устраивает роль миноритария”.

Даже покупка миноритарной доли – неплохая инвестиция, тем более что цена была рыночной, считает содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев. По данным Informa Telecoms & Media, сотовой связью в Турции пользуется около 60% населения (в России – 80%), но турецкий рынок будет расти до конца 2010 г., когда уровень проникновения достигнет 93%. К тому же в Турции высокий платежеспособный спрос, отмечает топ-менеджер крупной российской компании, инвестирующей в телекоммуникации. Средний ежемесячный доход Turkcell в расчете на абонента (ARPU) вырос с $14,7 в III квартале 2004 г. до $15,2 за аналогичный период этого года. Вдобавок в Турции много российских туристов, а значит, велики доходы от роуминга, добавляет собеседник “Ведомостей”.

Перспективным рынком считает Турцию и МТС: в декабре она будет участвовать в тендере на покупку второго турецкого оператора сотовой связи – Telsim. “МТС работает в большей части бывшего СССР, и экспансия в Турцию для нас – следующий логичный шаг, – говорит директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский. – Россию и Турцию многое связывает, телекоммуникационные рынки двух стран похожи”. А заместитель гендиректора холдинга “Система Телеком” (управляющего пакетом АФК “Система” в МТС) Сергей Щебетов отмечает, что “Турция – страна с быстро растущей экономикой, молодым энергичным правительством и к тому же планирующая вступить в ЕС, что в перспективе позволяет рассчитывать на приток иностранных инвестиций”.