ЦИФРА НЕДЕЛИ: 2,9%. Мертвые души


Парадокс: после того как МТС объявила о двукратном замедлении оттока абонентов в III квартале, ее капитализация сократилась почти на 10%.

Ларчик открывается просто. Стремясь сохранить за собой почетное звание крупнейшего сотового оператора страны, МТС придумала, как сохранить в своей отчетности “молчунов”. В III квартале у сотовых операторов всегда большой отток абонентов. Например, у “Вымпелкома” он составил 8,8%. Те, кому операторы под Новый год раздавали бесплатные SIM-карты, быстро выговорили подаренные минуты, и спустя полгода их надо было исключить из абонентской базы. Но МТС подарила им новые бонусные минуты и сохранила их для себя еще на полгода. Аналитики прогнозировали финансовые показатели МТС, не догадываясь об этой маленькой хитрости. Данные о числе абонентов они получают раз в месяц, и, когда в конце квартала оператор обнародовал свои результаты, они оказались хуже ожидавшихся – ведь “молчуны” не приносят дохода. Вот акции и обвалились, хотя квартальный отток в 2,9% – один из самых низких в мире.

Сомневаюсь, что сохранение лидерства по числу российских абонентов стоит 10%-ного падения стоимости компании. Особенно если оно достигнуто таким образом. Манипуляции с бухгалтерией всегда начинаются с мелочей. Вот только потом трудно остановиться – вступает в действие принцип снежного кома. Чтобы не разочаровывать инвесторов, компании начинают скрывать старые грехи, а для этого приходится придумывать новые. Так было со многими “падшими ангелами”.

К началу III квартала “Вымпелком” отставал от МТС всего на 60 000 российских абонентов. Трюк с бонусными минутами, скорее всего, позволит МТС остаться первой по итогам года, ведь она сможет еще полгода учитывать этих “молчунов”. Рано или поздно их придется сократить, и тогда ситуация прояснится. Но по капитализации и прибыли МТС заметно опережает своего главного конкурента – “Вымпелком”, а ее статусу крупнейшего сотового оператора Центральной и Восточной Европы ничто не угрожает.

И все же МТС позволила втянуть себя в сомнительную гонку с неясным исходом за остаток “немобилизованных” россиян – наименее доходных и лояльных клиентов. Зачем? Кажется, руководители МТС забыли, что слоган компании – “Ты – лучше”, а не “Нас – больше”.