Бесполый НДС


Об этой прогрессивной инициативе рассказал руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков. По его словам, налоговая служба предлагает сократить объем информации, указываемой в налоговой декларации по НДС, “более чем в два раза”. Подробности он уточнять не стал. Формы налоговых деклараций утверждает Минфин. Получить пояснения Минфина и сотрудников налоговой службы вчера не удалось.

Обычная декларация по НДС с приложениями занимает около 25 страниц, говорят налоговые консультанты. Они уверяют, что декларацию можно сократить существеннее чем вдвое – настолько много в ней лишней и дублирующейся информации. Например, руководитель организации и главный бухгалтер должны полностью указывать свои персональные данные: служебный и домашний телефоны, паспортные данные, адрес и место жительства. А индивидуальные предприниматели должны еще и указать свой пол. “К налоговым обязательствам компании все это не имеет никакого отношения”, – говорит адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев.

Чтобы правильно заплатить НДС, совершенно не обязательно описывать в декларации операции компании, связанные с погашением дебиторской задолженности, или операции, которые не облагаются налогом, а действующая декларация этого требует, добавляет руководитель юридической практики компании “Консалтинговые услуги” Александр Костин.

Любопытство налоговиков дорого обходится предприятиям. К примеру, “Российские железные дороги” в год тратят $4,3 млн на то, чтобы отчитываться по налогу, который они не платят: перевозка экспортных грузов облагается НДС по нулевой ставке. Эти деньги уходят на бумагу, ксерокопирование и доставку деклараций в инспекцию, рассказывает налоговый консультант РЖД Михаил Орлов. С весны эти расходы заметно возросли из-за того, что изменилась форма декларации по НДС. Теперь она должна снабжаться еще и “справочной информацией” обо всех экспортных перевозках, произведенных на момент подачи декларации, а не только о тех, о которых отчитываешься.

На практике это выглядит так: компания в сентябре подает декларацию о перевозках, которые были в июне, одновременно собирая документы о перевозках, которые были в июле и августе. По новому порядку по каждой июльской и августовской перевозке компании придется оформить отдельный документ, в котором должны быть указаны реквизиты таможенной декларации и товаросопроводительных документов со всеми спецификациями, объясняет Орлов. В месяц РЖД производит 800 000–900 000 таких перевозок. По каждой из них налоговики требуют “справочную информацию”.

“Подробные расчеты и информация от компаний нужна инспекциям для того, чтобы им было легче вести проверку”, – предполагает Костин. “Сократив объем требуемой информации, они окажут большую услугу налогоплательщикам”, – говорит Орлов.

Тем более что на практике большая часть сведений оказывается не востребованной налоговиками, отмечает Воробьев. По его словам, обычно инспектора интересуют только самые основные данные по налогу, которые он переносит в карточку лицевого счета налогоплательщика. “Вся дополнительная разъясняющая информация инспектору не нужна”, – уверен консультант.