ФАС поддержала магазины


После приобретения нижегородского завода “Волга” Heineken существенно сократила число дистрибуторов, закрепив за каждым определенную территорию города и области. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области посчитало, что ООО “Хейнекен коммерческий сервис” (ХКС, “дочка” Heineken) таким образом нарушило закон. В начале ноября УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона “О конкуренции...” в отношении ХКС и трех ее дистрибуторов – ТД “Медведь”, ТД “Русич” и ТД “Живое пиво”. Позже дело в отношении ТД “Живое пиво” было прекращено.

Вчера история получила продолжение: УФАС привлекло к ответственности еще семь дистрибуторов Heineken, работающих в Нижегородской области: “Леопард-НН”, “Глобал-НН”, ТД “Растяпино”, ТД “Лев”, ЧП Бархатова, ЧП Дуденков, ЧП Мономахов. По словам начальника отдела антимонопольного контроля нижегородского УФАС Игоря Девятайкина, дела по городским и областным поставщикам теперь объединены в одно , по п. 3 ст. 6 закона “О конкуренции...” (заключение соглашений между неконкурирующими хозяйствующими субъектами) и п. 5 ст. 6 закона (координация предпринимательской деятельности со стороны ХКС). Рассмотрение дела назначено на 22 декабря.

На ХКС и ее дистрибуторов пожаловались нижегородские владельцы магазинов, которые оказались вынуждены работать с теми поставщиками, за которыми закреплен их район. Никто из опрошенных “Ведомостями” торговцев не признался в том, что направлял жалобы в ФАС, но их позицию озвучил директор Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов. Торговцев возмутило и то, что дистрибуторы поставляют пиво в собственные магазины на более выгодных условиях.

Конкуренты Heineken удивлены, что УФАС поддержало торговцев: деление дистрибуторов по районам – общепринятая практика в России и Европе. Директор по продажам “Ярпива” Виктор Щербаков рассказал, что с 2003 г. его компания перешла от системы оптовых продаж к системе прямой дистрибуции, подразумевающей территориальное деление. В частности, в Нижегородской области у “Ярпива” два официальных представителя, которые реализуют продукцию компании, соответственно, в Нижнем и по области. Розничные точки недовольны, потому что, работая с несколькими поставщиками по одному виду товара, они могут задерживать оплату за товар, говорит Щербаков. “Деление выгодно дистрибуторам – они перестают искусственно конкурировать друг с другом”, – поясняет Алексей Кедрин, руководитель пресс-службы “Балтики”, работающей по аналогичной схеме.