“Роснефть” продадут за $15 млрд


Пока чиновники подсчитывают потенциальные доходы от IPO, появился первый инвестор, готовый покупать акции госкомпании. “Китай, несомненно, заинтересован в приобретении акций “Роснефти” в случае их продажи”, – цитирует “Интерфакс” руководителя НИИ энергетики Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжоу Дади. Но на вопрос, были ли от российской стороны предложения купить долю в госкомпании, чиновник посоветовал обратиться в “Роснефть”. В госкомпании от комментариев отказались.

Чиновники задумали продать неконтрольный пакет “Роснефти” на биржах и стратегическому инвестору, чтобы погасить долг ее владельца – “Роснефтегаза” в $7,5 млрд. На эти деньги “Роснефтегаз” выкупал 10,74% “Газпрома”. Параметры IPO еще не утверждены. Но о том, что большая часть акций госкомпании будет размещена на LSE, заявил вчера министр экономического развития Герман Греф. Общий доход от IPO он оценил в $15 млрд. “На российском рынке можно будет разместить только [акции на] $3–4 млрд, остальное будет размещено, скорее всего, на Лондонской бирже”, – цитирует Грефа агентство Reuters. Из полученных денег будет погашен долг “Роснефтегаза”, а остальное может пойти на погашение долгов самой “Роснефти” и финансирование ее инвестпроектов, добавляет заместитель Грефа Кирилл Андросов.

Китайским компаниям долгое время не везло в попытках получить плацдарм в России. Несколько лет назад китайская CNPC хотела поучаствовать в аукционе по “Славнефти”, но была вынуждена от этого отказаться, напоминает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Потом CNPC начала сделку по покупке оренбургской нефтегазодобывающей компании “Стимул”, но не получила разрешения властей. В итоге “Cтимул” достался “Газпрому”. Кроме того, в конце прошлого года перед аукционом по продаже крупного актива ЮКОСа, “Юганскнефтегаза”, чиновники посоветовали китайским компаниям не участвовать в торгах, напоминает Лукашов. “Юганск” в итоге достался “Роснефти”, но в начале года именно китайские компании и банки помогли ей оплатить покупку: одолжили $6 млрд в счет поставок нефти в Китай. До 2010 г. “Роснефть” обязалась поставить 48,4 млн т нефти.

Но на этот раз китайцам не придется спрашивать ни “Роснефть”, ни правительство, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. Впрочем, руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев не считает слова китайского чиновника официальной позицией страны. По мнению Милова, китайские компании могут собрать значительный пакет акций “Роснефти” в ходе размещения. “Россия вряд ли заинтересована пускать китайцев в “Роснефть”, поэтому и IPO госкомпании может оказаться под вопросом”, – полагает Милов. Но из этой ситуации есть выход. “При IPO организатор и сама компания видят, кому они продают акции, и могут выставить ограничения для того или иного инвестора”, – объясняет Лукашов из “Атона”. Источник, близкий к “Роснефти”, подтвердил, что такая возможность есть. По мнению Лукашова, китайские компании могут стать миноритариями “Роснефти”, если не будут претендовать на крупную долю в компании. Получить комментарии китайских CNPC и Sinopec не удалось.